Стать грамотным

Загадка русской души. И.А. Бунин «Деревня»

Декабрь 26, 2017 / Литература / Комментарии: 0

Бунин. Деревня.В 1901 году И.А. Бунин получил Пушкинскую премию за поэзию, а вышедшая «Деревня» сделала писателя прежде всего прозаиком. Это был вызов, эффект разорвавшейся бомбы… Ошеломляют уже сбывшиеся пророчества. Одним из многих, оценивших «Деревню», был М. Горький.

И.А. Бунин стремится к беспристрастному изображению. Определяется будущее народа. Автор показывает контраст двух народных характеров (русские и украинцы в «Суходоле»). На украинском хуторе – покой и порядок, в России же – все наоборот. Грязь на Руси – не только бытовая деталь, а главное качество, выражающее все. Образ жизни русского мужика И.А. Бунин объясняет национальным характером. Европейско-азиатский нрав. Древнюю Киевскую Русь писатель боготворил, азиатчину ненавидел. Прежде всего, он не переносил пыль азиатчины. Одна из удивительных черт русского характера, интересующая И.А. Бунина, — абсолютная неприспособленность к жизни. Слово «будни» есть только у русских. Только мы тяготимся будничными днями; ничего подобного нет нигде, кроме как в России. «Русская тоска…». Будничная работа для русского человека – одно из самых страшных наказаний. Ему патологически не везет.



Два главных героя «Деревни» Тихон и Кузьма – братья. Оба воспринимают мир в чем-то одинаково, оба тоскуют по чему-то необъяснимому. И.А. Бунин всегда поражался бессмысленности, беспощадности и нелепости русского бунта, так как нелепы и жизнь, и смерть бунтовщиков. Их действия – не более чем обреченная попытка произвести какие-либо изменения в своей участи, однако изменить собственное мировоззрение они не в силах. Русский человек ухитряется умереть самым дурацким способом, и все из-за полной небрежности к жизни. Это выливается в пренебрежение и к чужим жизням, что, соответственно, влечет за собой убийства. Вечный разлад между словом и делом. Любой русский праздник заканчивается банальной пьянкой, даже свадьба – в мрачных тонах.

Тихон презирает односельчан за их неспособность систематически трудиться, его возмущает абсолютная бесхозяйственность. Он сам ненавидит однообразную работу, но обладает некоторым терпением. Вся трагедия русского человека в том, что он не умеет довольствоваться тем, что у него есть… Кузьма, размышляя о проблемах нашего населения, задумывается о том, что у истоков стоят не только внешние события, вынуждающие людей к каким-то поступкам, но и собственные внутренние противоречия. На примере братьев писатель раскрывает характер крестьянского быта того времени, обнаруживая степень его бесперспективности.

Показателен и образ мужика Серого. Этот человек осознанно отказывается предпринимать хоть какие-то усилия по улучшению жизни собственной семьи, в результате чего проживает в холоде (избу же надо топить!). Очевидно, что никакой сознательности от подобных возможных повстанцев ждать не приходится…

И.А. Бунин пытался удержать русских на краю пропасти, отсюда и резкий тон. Еще одна особенность наших людей – позиция «Жизнь – игра». Все играют роли, надевают маски. Сама же суть оказывается иллюзорной, а потом исчезает вовсе. Русские играют свои роли не перед кем-то, а сами перед собой. Как будто кто-то невидимый следит за нами, и для него мы вечно играем. Роли нам необходимы, как и маски…

Русские юродивые – ключ ко всей русской истории. От слова «урод». Физическое уродство (вызов) плюс внутренняя святость. Все они по Бунину – лжепророки, движимые не верой, а просто странным, необъяснимым поведением; люди, которые стали таковыми от скуки. И главное не количество юродивых, а отношение к ним – трепетно-нежное, с симпатией… Жалеют их именно за то, что они решились отбросить все условности жизни. Что привлекает – выход из будней в новое, другое измерение. Еще одна черта русских – непоколебимая уверенность в собственном абсолютном превосходстве. И.А. Бунин рисует русского мужика нигилистом и полным невежей.

Акима считают верующим, но он ни разу не задумывался о сути своего Бога. Он не знает, зачем и почему, но слепо ставит свечи и соблюдает посты. Священнослужители Бунина служат без души, не думая о том, о чем говорят людям. Утрата настоящей веры и ведет к нигилизму…

Писателя обвиняли в неприятии собственного народа, ненависти к сельской жизни, незнании ее подлинного устройства. Но как мог человек, безразличный к описанным проблемам, так пронзительно, с такой болью и живостью описывать их в своей повести?..

Лидия Рыжова

Новелла И.А. Бунина «Далёкий пожар». Рецензия

«Все проходит, да не все забывается» (по рассказу Бунина «Чистый понедельник»)

 

Коллекция готовых сочинений

Комментарии закрыты.