Стать грамотным

«Земля опаленная» Бориса Неменского и «Поединок» Петра Кривоногова. Сравнительный анализ картин.

Июнь 18, 2015 / Изобразительное искусство / Комментарии: 0

«Земля опаленная» и «Поединок» принадлежат к крупнейшим достижениям того и другого художников. Первая картина относится к раннему периоду творчества автора – Бориса Неменского, вторая является одним из последних полотен Петра Кривоногова. В том и в другом случае перед нами – яркие образцы батальной живописи, между которыми немало общего, особенно в цветовом решении.

Б. Неменский. Земля опаленная

Б. Неменский. Земля опаленная

Композиционный центр картины Б.Неменского создается за счет изображения глубокого окопного рва, в разрезе которого не сразу угадываются люди. Искусствоведы справедливо полагают, что такое композиционное решение связано с тем, что земля – полноценный персонаж данной картины.

Что касается композиционного центра на полотне П.Кривоногова, то здесь решение автора – иное: последний оставшийся в живых боец, напрягающий все оставшиеся силы, чтобы подняться в смертельную атаку со связкой гранат, и вражеский танк – на заднем плане.

Затруднительно назвать эти картины сюжетными. Взят лишь эпизод. В первом случае – единственный уцелевший солдат в окопе, с руками, простертыми к небу, во втором – последний живой боец со связкой гранат против вырастающего из огня вражеского танка. Однако ритм картин принципиально отличается.

Картина Б.Неменского статична – на ней немое горе одинокого солдата, застывший на его устах крик отчаяния. П.Кривоногов пытается передать динамику безнадежного боя и в целом ему это удается. Кажется, что в следующее мгновение раздастся взрыв и пламя поглотит солдата-смертника вместе с танком.

П. Кривоногов. Поединок

П. Кривоногов. Поединок

Есть смысл задуматься над проблематикой. «Земля опаленная» может повествовать о любом эпизоде войны, в «Поединке» же, похоже, отражена ситуация первых дней и месяцев войны, когда военный перевес был на стороне агрессоров, и ничего другого не оставалось, кроме как бросаться с гранатами под танки. Но именно эти акты отчаяния и самоубийства замедлили продвижение вражеских войск вглубь территории страны. Живых персонажей на той и другой картине – по одному. Убитых – гораздо больше. Но они лишь угадываются – на первой картине в окопе, на второй – возле разбитой пушки.

К характеристике же цветовой палитры обеих картин подходит эпитет «желто-красный». Или, точнее сказать, «кроваво-красный», особенно применительно к картине Б.Неменского. У П.Кривоногова явно несколько задач – во-первых, максимально подчеркнуть трагизм происходящего и обреченность солдата, изображенного со спины, во-вторых, оттенить неестественность войны посреди зрелых хлебов. Пора собирать урожай, а вместо этого льется кровь и гибнут люди. На картине же Б.Неменского никакой зелени, никакой растительности практически нет – всё перепахано танками, отчетливо видны даже следы от их треков.

На переднем плане в картине Б.Неменского – одинокая фигура солдата, сидящего в окопе. Если присмотреться, то увидишь, что солдат немолод либо его состарила война. Критики даже высказывают предположение, что в недавнем прошлом солдат занимался крестьянским трудом, а на его ладони – несколько зерен. Его ладони горестно воздеты к небу. Возможно, это немая молитва по убитым товарищам либо знак того, что даже такая тяжело израненная земля не может быть бесплодной. Это предположение подтверждается словами автора: «Это полотно, скорее всего, о земле, созданной для пашни, радости и труда, о войне, превращающей ее в адское подобие чужой, мертвой, непригодной для жизни планеты, в зону пустыни».

У П.Кривоногова на переднем плане – фигура застывшего в последнем броске солдата. В руке у него – связка гранат. Совсем рядом – вражеский танк, уже охваченный огнем, но еще движущийся. Требуется остановить его любой ценой, в том числе и ценой собственной жизни.

Из выразительных художественных деталей можно отметить каску на бруствере окопа в картине Б.Неменского. Она не спасла своего владельца и уже вряд ли кому-то еще пригодится. Присмотревшись внимательнее, мы видим также разбросанные по обе стороны бруствера патроны и остатки колючей проволоки.

Стилистика обеих картин вполне традиционна для советской живописи тех лет. Это т.н. социалистический реализм, не претендующий на художественное новаторство, но представители которого стремились к правдивому, всестороннему, исторически конкретному отображению жизни во всей полноте ее проявлений. У этого направления по-прежнему имеются как приверженцы, так и противники. Именно этим и объясняется разброс мнений относительно обеих проанализированных картин в Сети – одни объявляют эту живопись пустой и бездарной, другие не менее аргументированно полагают, что в настоящее время редкий художник обнаруживает даже такой уровень художественного мастерства, как у Неменского и Кривоногова.

Павел Николаевич Малофеев

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий