Стать грамотным

Женское и мужское начало в преподавании

Сентябрь 18, 2014 / Дела учительские / Комментарии: 0

Женское и мужское начало в преподаванииТо, что мы являемся людьми своего круга и времени, — несомненно. То, что выйти за рамки данного от природы пола, крайне трудно – тоже едва ли оспоришь. Да и надо ли? Нездоровый интерес к сексуальным меньшинствам (хотя какие они уже меньшинства, если сценическая и телевизионная педерастия давно налицо?) здесь не в счет. Все-таки на «Стать грамотным» заходит, хочется верить, интеллигентная публика, с которой мы часто оказываемся на одной настроенческой и мировоззренческой волне. И на сей раз темой статьи будет наш имидж на работе – то, какими мы предстаем перед своими учениками.

Любой имидж, пусть и косвенным образом, диктует нам не вполне естественное публичное поведение. Мы невольно начинаем играть в хорошего педагога или прирожденного оратора, казаться лучше, чем мы есть на самом деле. Куда деваться – современная публика даже любит, когда выступающий ведет себя свободно и чуть аффектированно. А с публикой, с аудиторией надо, как с женщиной – приручать, брать за горло (только, умоляю, не воспринимайте это слишком буквально!), завоевывать и не отпускать, пока поставленная цель на выступление не реализована.

Кстати, о женщинах. Редкая из них оказывается в состоянии верно поставить себя сразу, как только впервые переступает порог класса или вузовской аудитории. Конечно, испытываешь естественный мандраж – куда ж без него! Но прийти затянутой в строгий брючный костюм, с собранными в пучок волосами, застегнутой на все пуговицы эдакой английской бонной – тоже не дело. И еще вещать нечто типа «я для вас теперь на Маша, а Мария Ивановна, давайте соблюдать субординацию». А если пришла эта новоиспеченная Марь Иванна к пятому курсу, с которым еще недавно водочку распивала в общаге и парней не могла поделить – неужели всерьез требует к себе уважения так сразу? Нет, барышня, поработай, поварись в этом соку, тебе еще есть, что доказывать – и себе, и людям.

Впрочем, и другая крайность – распущенные волосы, обтягивающие джинсы, походка от бедра, каблуки – тоже, мягко говоря, не приветствуется. Женственность не всегда тождественна сексуальности. А если еще и в социальных сетях, где мы тоже обретаемся, наши питомцы обнаруживают пикантные фото, тут и вовсе греха не оберешься. И не каждая коллега сможет вооружиться высоким равнодушием и ледяным спокойствием, когда ей начнут пенять за якобы аморальное поведение. И не в аморалке вся соль – в непонимании того, что мы, педагоги, как люди публичные, не всё можем позволить себе на этой самой публике. Оглядка должна присутствовать.

Мужчинам проявлять свое мужское естество специально не требуется, если речь идет о настоящих мужчинах, на коих с каждым годом – страшный дефицит. Мужские повадки, низкий голос, скупые жесты, где сдержанность, а где и резкость с угловатостью – таковы мы. Прискорбно лишь то, что мужчина в современной школе – существо ископаемое. В лучшем случае – директор. И то не факт.

Единственный позитивный момент в нашумевшем фильме «Географ глобус пропил» вижу как раз в том, что абсолютно не имевший опыта преподавания герой Константина Хабенского нашел путь к сердцам и душам старшеклассников через приглашение на сплав. Дело мужчины-педагога – зажечь, увлечь, а после – быть рядом, начеку, страховать и поддерживать. Так на практике и зарождается настоящая дружба, сплоченность, взаимовыручка – через сплавы, походы, поездки.

Должна ли школа воспитывать ребенка? В какой-то мере, через классно-урочную систему. Но школе мы говорим «спасибо» уже за то, что вооружила нас первоначальными знаниями, остальное добираем сами в течение жизни. А вообще учебное заведение – не самое лучшее место для демонстрации своего естества. Даже на корпоративах. Настоящие мы только со своими, в кругу семьи. При всем желании редко у кого получается вести себя абсолютно одинаково в любых ситуациях. То срабатывают защитные реакции, то теряешь чувство реальности. Так что адекватности и терпимости всем нам!

Павел Николаевич Малофеев

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий