31 мая — 115 лет со дня рождения Леонида Леонова
31 мая исполняется 115 лет со дня рождения Леонида Леонова, писателя и драматурга (1899-1994г.)
Многих ли советских писателей помнят и чтут сегодня, как было в прежние времена? Увы и увы… Собрания сочинений пылятся на полках библиотек, а то и вовсе выбрасываются на помойки за ненадобностью, из школьных и вузовских программ многие произведения напрочь исключены – то ли по эстетической, то ли по идейной ущербности, да и сама отечественная словесность, если воспользоваться пушкинским определением, «больна» и «в истерике».
Так что нынешний юбиляр – фигура для молодого поколения почти неведомая. Те, кто постарше, возможно, тоже вспомнят его с трудом. А между тем Леонид Леонов – персонаж в литературном процессе прелюбопытнейший. К концу жизни (а прожил он без нескольких лет век) Леонов оставался старейшим русским писателем – в каком-то смысле подвинув даже Солженицына. Впрочем, тот о себе никогда забыть не давал – в основном, через интервью, а Леонов «светиться» не любил. Когда, незадолго до смерти, его спросили, что он хочет сказать читателям и зрителям, классик категорично отрезал: «Ничего!» Фильм, тем не менее, сняли – называется он «Леонид Леонов. О чем молчат писатели». Посмотреть бы – жаль, что в Сети его пока что нет… Есть другой:
Леонид Леонов. Дни и замыслы.
Смотреть онлайн
Леонов успел дебютировать в печати еще в царской России, потом его носило по фронтам гражданской войны. В 1921 году, после демобилизации, решил стать профессиональным литератором. Его отметил и рекомендовал сам Максим Горький. Леонов был знаком и с Сергеем Есениным – приятельствовали, встречались, есть даже совместная фотография. Оба были молоды, казалось, что всё еще впереди…
Отличительная особенность леоновского таланта – долгая работа над каждым прозаическим произведением. Такие романы, как «Барсуки», «Вор», «Соть», «Скутаревский» разделены между собой целыми десятилетиями. Так что плодовитым автором Леонов не был – каждый труд обдумывал подолгу, никуда не торопясь. Над словом работал кропотливо и тщательно.
Первые его книги написаны вполне в русле т.н. «производственного романа» — о молодой Советской республике, о ее индустриализации, трудностях роста, энтузиазме пролетариата. Талантливо, но без особых проблесков. Хороший средний уровень прозы.
Иное дело – роман «Русский лес». Когда мы оканчивали институт, в билетах для государственных экзаменов по литературе это произведение еще значилось. Интересно, каково сейчас? За давностью лет, честно сказать, содержание помнится смутно. Перечитывать тоже не перечитывал. Памятен лишь общий пафос – в защиту природы вообще и леса в частности. И противостояние: Грацианский – Вихров.
Именно по сценарию Леонова снят художественный фильм «Бегство мистера Мак-Кинли», для которого Владимир Высоцкий написал несколько баллад. Говорят, что сам Леонов морщился, когда слушал их и настоятельно просил убрать из ленты. В результате, осталось полторы баллады и саму роль Высоцкого в фильме «обкорнали» до минимума.
Леонову грех было жаловаться на судьбу: лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического труда, депутат Верховного Совета, академик, член редколлегий в журнале «Наука и жизнь». Никаких гонений, преследований, репрессий. Да, несколько произведений попали под запрет, но разве это смертельно?
Более 40 лет он посвятил роману «Пирамида», в котором более тысячи страниц и содержание которого с трудом поддается внятному пересказу – должно быть, потому, что и жанр здесь совершенно особый – «роман-наваждение». Книга еще ждет своего внятного осмысления и исследования.
Спасибо небезызвестному в определенных кругах Захару Прилепину, который несколько лет назад издал в популярной серии ЖЗЛ первую биографию Леонида Леонова. Без этого автора ХХ век и история литературы все-таки неполные…
Павел Николаевич Малофеев ©
19 апреля — 120 лет со дня рождения Г. В. Адамовича
21 июля — 115 лет со дня рождения американского писателя Э. Хемингуэя