Стать грамотным

Денис Иванович Фонвизин

Апрель 13, 2014 / Памятные даты / Теги: / Комментарии: 0

Денис Иванович ФонвизинНет, все-таки высокую культуру надо навязывать! Пусть не так, как было в советские годы, например, на уроках музыки: ставили нам пластинку кого-то из композиторов-классиков – дескать, слушайте, проникайтесь! И пусть там была не какофония звуков, но хотя бы объяснили что! Без руки направляющей и перста указующего иной раз мы как те слепые на картине Питера Брейгеля…

В преддверии юбилея Дениса Ивановича Фонвизина все эти мысли отнюдь не случайны. Как-никак, ему выпало жить в век Разума, в век Просвещения. Фонвизин был младшим современником Тредиаковского и Ломоносова, Сумарокова и Новикова. Разумеется, дружили, встречались, спорили. В сущности, благодаря этим людям в России впервые «проклюнулись» ростки общественного мнения. Тем более что и власть Екатерины II до поры до времени располагала к диалогу. Государыня умела казаться, а не быть, ей импонировало величаться «философиней на троне». Однако в отношении собственных писателей императрица не церемонилась. Радищев был объявлен «бунтовщиком хуже Пугачева» и поплатился ссылкой в Сибирь, Новиков заключен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость, драматург Княжнин скончался вскоре после допроса известным «кнутобойцем» Степаном Шишковским. Фонвизин хоть и умер собственной смертью, но здоровье его было подорвано не только двумя инсультами, но и расправой с друзьями и единомышленниками.

Род Фонвизиных ведет начало от немецких рыцарей, оттого и фамилия долгое время писалась через дефис: «Фон-Визин». Приставка указывала на знатность происхождения. Известно, что многие немцы, избравшие Россию своей второй родиной, быстро обрусели, утратили язык, зато овладели чужим в совершенстве. Оттого, знать, Пушкин считал Фонвизина «из перерусских русским» и ратовал за то, чтобы фамилия его писалась слитно. В «Евгении Онегине» поэт называет коллегу и предшественника «другом свободы».

К моменту вступления Фонвизина на поприще отечественной словесности французы уже получили «высокую комедию». Этой чести удостоился, конечно же,  Ж.–Б. Мольер. Его «Мещанин во дворянстве» и «Тартюф» снискали популярность во всех слоях общества. Негоже было русским драматургам при таком обилии талантов уступать! Денис Иванович Фонвизин и сказал своё веское слово – сначала «Бригадиром», затем «Недорослем».

Мало того, что само название второй комедии вошло в широкий обиход. Светлейшему князю Потемкину приписывают выражение, якобы сказанное им сразу после премьеры комедии: «Умри, Денис, лучше не напишешь!» И ведь как в воду глядел – даже если и не говорил Потемкин этих слов, или сказал их кто-нибудь другой… Ничего близко с «Недорослем» в творчестве Фонвизина поставить нельзя. Несколько стихотворений, переписка, публицистика… Воистину, в «Недоросле» драматург превзошел сам себя. Талант окончательно созрел и сформировался.

«Недоросль», пожалуй, одно из немногих произведений в школьной программе по литературе за 8-й класс, которое ученики способны воспринять в силу возраста – при условии, разумеется, должной подачи со стороны учителя. Парадоксально, что Митрофанушка, на которого Фонвизин не пожалел язвительности и даже сарказма, смотрится куда более живо и убедительно, нежели Стародум – главный идеолог пьесы. Всё, что говорит он, и умно, и правильно, но скучно донельзя. В старину таких называли резонерами, моралистами. Все-таки проблема в русской литературе с положительными персонажами – ходульные они какие-то, искусственные…

Сложно не обратить внимание на «говорящие» фамилии в пьесе: Простакова, Правдин, Вральман… Да и имя «Митрофан» переводится с греческого как «отражающий мать». И то, что в конце он, по сути, отрекается от неё, говорит о многом. Крепостникам подросла «достойная» смена.

Фонвизину не слишком повезло в литературоведении и критике. Только в 1848 году увидела свет его первая биография, написанная князем П.А.Вяземским. Что ж, опять-таки – лучше поздно, чем никогда…

8 мая — 270 лет со дня рождения русского просветителя Н. И. Новикова

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий