265 лет со дня рождения А. Н. Радищева
31 августа — 265 лет со дня рождения писателя А. Н. Радищева (1749-1802 г.)
Автор статьи — Павел Николаевич Малофеев
Интересно, в чью дурную голову пришла мысль ввести изучение «Путешествия из Петербурга в Москву» в девятом классе? Признайтесь честно – помните, какими «лопухами» мы были в те годы? До классики ли нам тогда было, когда пробуждался интерес к противоположному полу, когда вокруг так много соблазнов? То-то и оно. А тут достаточно архаичный для нашего времени язык, преимущественно повествовательная манера с минимумом диалогов, тематика, оставшаяся в прошлом. Нет, все-таки совершенно школьная программа по литературе не «заточена» под возрастные особенности подрастающего поколения.
Словом, те, кто постарше, «Путешествие…» Радищева, скорей всего, постараются забыть как страшный сон и больше никогда эту книгу и в руки не возьмут. Как, кстати, и «Что делать?» Чернышевского. Ведь как нам лгали хорошо поставленными голосами о том, насколько это распрекрасное и высокохудожественное произведение, что становилось приторно и противно. Да, Радищев, Чернышевский и, пожалуй, еще Некрасов среди тех авторов, которым советское литературоведение воистину оказало «медвежью услугу» — желая превознести, уронило так, что дальше некуда…
Справедливости ради, к Радищеву и его главной книге не только Екатерина II, но и современники, а также потомки в лице Пушкина отнеслись не то, чтобы негативно – прохладно и сдержанно. Став в последний год жизни журналистом и получив разрешение издавать свой журнал, Пушкин даже написал обстоятельную статью «Александр Радищев», впрочем, не пропущенную цензурой на том основании, что самого этого имени власть продолжала бояться, как огня и не желала ни единого упоминания о нем.
Пушкин, меж тем, не успокоился. Пусть в стол, пусть для себя, он предпринял еще один замысел – проехать путем Радищева, только наоборот. Но и эта статья, озаглавленная «Путешествие из Москвы в Петербург» осталась неоконченной и при жизни поэта света не увидела. Но, по крайней мере, здесь Пушкин с Радищевым соглашается – жизнь русского крестьянина и деревни за полвека изменилась мало.
И на этом переклички Пушкина с Радищевым не заканчиваются. В юные годы будущий автор «Евгения Онегина» и «Капитанской дочки» слыл заядлым либералом и собственную оду «Вольность», конечно же, озаглавил в подражание одноименной радищевской. Вот только если читать ее непредвзято, то понимаешь: Пушкин уже тогда был умеренным либералом, предлагая программу конституционной монархии. И в последнем стихотворении – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» — имелся черновой вариант строки: «Вослед Радищеву восславил я свободу».
Можно ли считать Радищева первым дворянским революционером, открыто призвавшим к крестьянской революции и народному бунту? С огромной натяжкой. Сам он, пытаясь оправдаться во время следствия, утверждал, что не был верно понят и истолкован, в чем и раскаивается. Надо полагать, что, будучи дворянином до мозга костей, Радищев поддался просветительской эйфории во взглядах на народ, и мало предполагал, какая это чудовищная гидра, если дать ей волю и позволить прийти к управлению делами государства.
В сравнительно небольшом творческом наследии Радищева, помимо «Путешествия…», писем и нескольких философских сочинений, имеется ряд весьма своеобразных стихотворений, лучшее из которых — «Осьмнадцатое столетие». Как поэт, Радищев имел свой, пусть негромкий, но незаёмный голос.
Радищева не оторвать от эпохи Просвещения – с ее утопиями, наивностью, дерзаниями и прорывами духа. Он весь – там, рядом с Фонвизиным, Новиковым, Державиным, Княжниным.
Советуем прочитать:
270 лет со дня рождения Н. И. Новикова
270 лет со дня рождения Д. И. Фонвизина