Аноним против Толстого
В последние годы в письменных работах абитуриентов стало меньше встречаться абсурдных утверждений. И не потому, что школьники изрядно поумнели — просто многие обзавелись сборниками «золотых сочинений», «сочинений медалистов», «кратким содержанием всех произведений русской литературы» и живут припеваючи. Для «троечников» эти пособия незаменимые. Работы в них частенько голословные, поверхностные, но сравнительно грамотные.
Но вот недавно в сочинении будущего абитуриента за подписью «А.А.Аноним» встретил нечто примечательное.
В нем утверждалось, что «война в изображении Толстого» (такова тема работы) — веселое, радостное событие, доставляющее и «нашим» и «ненашим» немалое удовольствие. «Наши русские герои радостно, словно на параде, стреляют из пушек во врага, видя, как их внутренности при этом разлетаются в стороны». Далее — и вовсе Апокалипсис: «Трупы со вспоротыми животами, свернутыми челюстями и сломанными конечностями валяются в лужах крови».
Затем речь заходит о читательском восприятии романа, и здесь автор дает волю своей просто-таки необузданной фантазии: «После прочтения романа «Война и мир» многие отправляются в психушку. Те же, у кого нервы покрепче, становятся маньяками и членовредителями, нанося при этом государству огромный ущерб». И еще: «Люди делают заточки, штыки. Те, которые разбираются в химии, — динамиты; которые в физике — атомные бомбы. И добросовестной милиции не хватает сил, чтобы справиться со всем этим безобразием. Государство подтягивает для дела бронетехнику и солдат. И роман словно бы оживает в действительности…
«Вот на что способна литература. И наши замечательные писатели», — восклицает Аноним. В заключение юнец признается в том, что этот роман вызвал у него «чувства глубокого отвращения и рвоты». А последний пассаж просто изумителен по злобно-школярскому цинизму: «Даже в самых кошмарных снах я не видел себя, читающим эту книгу. Но, к сожалению, наяву часто оказывается все гораздо ужаснее, чем во сне», — видимо, вынужден был прочитать.
Можно, конечно, считать это сочинение глупой выходкой, «выпендрежем», свидетельством недалекого ума. Но одно дело — просто отсутствие интереса к литературе, а другое — отвращение к ней, ненависть к русской классике, являющейся опорой национальной духовности. Это очень тревожная ситуация, когда суррогатная телевидеоинформация, получаемая без труда, развлекательный ширпотреб оттесняют молодежь и детей от познавательного и развивающего чтения, которое является незаменимым средством формирования творческой личности, подлинной человеческой культуры. Отсюда — один шаг к бездуховности.
Воинствующая безграмотность начинает поднимать голову. Может, задумаемся?
Павел Николаевич Малофеев
Специально для сайта «Стать грамотным»
Достаточно забавная статья. Но всё больше я начинаю наблюдать картину, как наши дети, наше подрастающее поколение неимоверно тупеет. СМИ, резкая эволюция в мире техники с «наварочеными» гаджетами, разучила будущее поколение думать, составлять логические цепочки, любить книги, заботиться о своем здоровом образе жизни! Не маловажную роль сыграло и воспитание родителей. Сейчас взрослые люди идут на поводу у капризного ребенка — вручая ему планшет, думая о том, что он заменит ребенку книжку, настольную игру, спортивную игру с дворовыми ребятишками, ан нет не всё так просто. «Тернист пусть к звездам». Оттуда и берутся такие Анонимы, которые в жизни не открыли ни одной книги, таких великих поэтов как — Толстой, Пушкин, Лермонтов и т.д.
Не стоит всерьез воспринимать «писанину» этого Анонима. Здесь явно попахивает именно желанием выделиться любыми путями и способами, что очень характерно для современной молодежи.
На мой взгляд, это по меньше мере жестоко, издёвка какая-то. Этот роман мы проходили в 10 классе, и из 26 человек прочло лишь трое. Я прочла, так как хотелось отличиться на то время, и мне это удалось. До сих пор не понимаю людей, которые говорят, что «Война и мир» скучная книга. Я рыдала, когда умирал князь Болконский, я осуждала Наташу Ростову, я не понимала Пьера. Это высшая похвала классику, когда его произведения способны затронуть сердце сквозь призму времени.