Стать грамотным

Что даёт основание рассматривать пьесу А.С.Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?

Ноябрь 15, 2017 / Литература / Комментарии: 0

Горе от ума, жанрТрагикомедией называют драматическое произведение, в котором сочетаются черты трагедии и комедии. Этот жанр отражает относительность человеческих представлений о различных явлениях действительности.

В реальной жизни нет чёткой грани между “хорошим” и “плохим”. Добро нередко оборачивается злом. А то, что мы воспринимаем как смешное, при более внимательном рассмотрении может оказаться грустным. Об этом заставляет читателя и зрителя задуматься драматург-реалист Александр Сергеевич Грибоедов.

Горе от ума” — комедия. Таково традиционное определение жанра пьесы. Действительно, произведение имеет черты, характерные для классической комедии. Это, прежде всего, касается персонажей. «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека», — писал Грибоедов. Разумеется, образы “глупцов”, представителей фамусовского общества, комичны.



Смешон Молчалин, который, следуя отцовскому завету, готов “угождать всем людям без изъятья”, включая швейцара, дворника и даже собаку дворника: “чтоб ласкова была”. Сатирически изображён солдафон Скалозуб с его плоскими шутками. До смешного жалок внесценический персонаж Максим Петрович, который “сгибается вперегиб” ради “высочайшей улыбки”. Карикатурны образы гостей на балу в доме Фамусова.

Однако становится не до смеха, когда понимаешь: подобные люди есть — и не только в грибоедовской комедии, но и в жизни. В реальности над ними никто не смеётся. Напротив, их уважают, на них равняются. Они достигли высокого положения в обществе, разбогатели — и большинству окружающих неважно, каким путём.

Комичны ситуации, в которые попадают герои. Но и здесь всё не так просто. Вспомним, как распространяется сплетня о сумасшествии Чацкого. “Он не в своём уме”, — небрежно бросает на балу Софья. За эту фразу жадно хватаются охочие до новостей грибоедовские “глупцы” — искажая и дополняя нелепыми подробностями, они передают её друг другу. И вот уже ни у кого нет и тени сомнения: Чацкий сошёл с ума. Смешно? Страшно! Поневоле думаешь: а ведь так и рождаются сплетни — и, увы, не только во времена Грибоедова…

В классической комедии не должно быть трагедийных персонажей. В “Горе от ума” такой образ есть. Это, конечно же, Чацкий, который сопоставим с шекспировским Гамлетом: подобно принцу датскому, грибоедовский герой не приемлет действительность, осуждает окружающих и высказывает смелые мысли.

Основной конфликт комедии строится на противостоянии Чацкого и фамусовского общества. В концовке традиционной комедии это противоборство должно было разрешиться в пользу положительного героя, то есть Чацкого. Что мы видим в финале комедии Грибоедова? Чацкий терпит фиаско в любви, окончательно разочаровывается в московской жизни, произносит свой последний гневный монолог и покидает столицу.

Герой “сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”, — так прокомментировал финальные события произведения И.А.Гончаров в критическом этюде “Мильон терзаний”. Концовка, возможно, оптимистична, однако комической её не назовёшь. К тому же последнее слово остаётся не за Чацким. Заключительная фраза комедии принадлежит Фамусову. Павел Афанасьевич восклицает:

Ах! Боже мой! что станет говорить

       Княгиня Марья Алексевна!

Это и смешно, и грустно одновременно: Фамусова волнует лишь пресловутое общественное мнение — ни моральная сторона дела, ни упрёки Чацкого, ни даже чувства дочери его не интересуют.

Итак, в произведении Грибоедова отразилась сама жизнь — с её противоречиями и отсутствием чёткой границы между грустным и смешным. Комическое в пьесе соседствует с трагическим, и это даёт основание рассматривать её как трагикомедию.

Коллекция готовых сочинений

Комментарии закрыты.