Что такое пастораль?
«Пастушеский» — так переводится с французского языка слово пастораль (pastorale). Это особый жанр литературы и других видов искусства, предполагающий изображение сельской жизни и её поэтизацию. Своеобразными символами такой жизни долгое время были пастухи и пастушки — милые, принаряженные, влюблённые и мало похожие на настоящих.
Пасторальную музыку писали Вивальди, Бах, Бетховен. Среди шедевров пасторальной живописи — работы Джорджоне, Тициана, Клода, Рембрандта. Что касается литературы, то здесь истоки пасторального жанра следует искать в далёкой античности.
Одна из легенд повествует о том, что спартанские девушки устроили сельский хор в честь богини Дианы, когда в Грецию вступило войско персидского царя Ксеркса. Спартанки от страха перед персами не решились покинуть свой город, однако обряд требовал, чтобы они приветствовали царя. Их импровизированное пение и стало первой пасторалью.
Согласно другой легенде, пасторали начали первыми складывать сиракузские пастухи. Древнюю пастушескую поэзию называют буколической (от древнегреческого слова βουκόλος — «пастух»).
Пастораль в литературе античности
Родоначальником пасторальной поэзии традиционно называют древнегреческого лирического поэта Стесихора, жившего в 7-6 веках до нашей эры. Правда, ни одно из его произведений, написанных в этом жанре не сохранилось.
Первые из дошедших до нас произведений буколического жанра — идиллии древнего грека Феокрита (3 в. до н.э.). Впоследствии в его духе создавали свои пасторали Бион Смирнский (3-2 вв. до н.э.) и Мосх Сиракузский (2 в. до н.э.).
В эклогах древнеримского поэта Вергилия пасторальные мотивы сочетаются c политическими. Более серьёзной становится и цель произведений — прославление тогдашнего императора Августа.
В первом веке нашей эры продолжил традиции буколической литературы Дион Хрисостом — римский писатель-философ и грек по происхождению. Герои его новелл, правда, не пастухи, а охотники. Однако пасторальные черты в этих произведениях видны довольно чётко. Бедные сельские жители оказываются и счастливее, и выше морально, чем городские богачи, — такова одна из главных мыслей новелл Диона Хрисостома.
Именно под влиянием Диона во II веке н.э. был создан роман «Дафнис и Хлоя» — пасторальное произведение, приписываемое греку Лонгу. В романе прозаическое повествование сочетается со стихотворными вставками, природа поэтизируется и обретает мифологические черты.
Пастораль в литературе Западной Европы
Одним из наиболее ранних образцов пасторальной западноевропейской литературы считается «Амето» — произведение, написанное итальянцем Джованни Боккаччо в 1340 году (полное название — «Амето, или Комедия флорентийских нимф»). Вопрос о жанре этого памятника до сих пор не решён. Произведение сочетает поэтические и прозаические черты, а также элементы рассказа, повести и даже психологического романа.
Охотник Амето влюбляется в нимфу по имени Лия и в надежде на ответное чувство сопровождает её, а заодно и других нимф в прогулках по лесам. Однажды нимфы в его присутствии решают развлечься: каждая из них рассказывает о своих любовных похождениях. В какой-то момент появляется Венера — Аметто не может вынести ослепительного света, который её окружает. Тогда прекрасная Лия погружает его в реку, и юноша перерождается: теперь он способен смотреть на свет богини, к тому же становится просветлённым и счастливым.
Аллегорию просветления человека под влиянием божественной любви Боккаччо заимствовал у Данте. Однако героини «Амето» не святые девы, а весёлые нимфы, соблазняющие молодых пастухов.