Дерзайте, ребята, или О просчётах классиков
Казалось бы, ошибки писателей — это нонсенс. Однако, как выяснилось, от просчётов не застрахован никто, даже классики. В конце концов, ошибаться — это человеческое… Статья П.Н. Малофеева.
Каюсь, что отчасти грешен: некоторые смущавшие выражения и словечки в школьных сочинениях правил в полной уверенности, что ставлю заслон злостной порче русского языка. Ан нет, оказалось, что осмеяны перлы «классического» происхождения. К примеру, «спекулятором» Чичикова назвал Белинский (только слух все равно режет), он же применил выражение «гениальный талант», говоря о творчестве А. Кольцова (тавтология освящена авторитетом — ничего, как говорится, не попишешь!). Фраза «ярко, цветно и выпукло» нашлась в критическом этюде Гончарова «Мильон терзаний», и там же о Чацком сказано, что «он и в Москву, и к Фамусову приехал», что можно воспринять как «пострел — везде успел» (словно Фамусов и не в Москве проживал).
И все же полный «задний ход» не даю. Авторы сочинений, бездумно выписывая указанные небезупречные в стилистическом отношении фразы, закавычивать их почему-то не считали нужным. А уж как называется привычка выдавать чужие мысли за свои — напоминать, полагаю, не надо.
Хочу быть понятым верно: не таю намерения «сбрасывать» кого-нибудь из великих «с парохода современности» (хватит с них Маяковского и иже с ним), хотя сейчас никого не удивишь, если некий начинающий борзописец в борьбе за место под солнцем так и норовит пнуть кого-нибудь познаменитей — публике это даже нравится. Давайте лишь видеть за портретными и скульптурными изображениями своих кумиров живых людей — увлекавшихся и ошибавшихся, иные стихотворные строки которых далеко не образцово-показательны.
«Проклятье, меч и крест, и КНУТ» — существительное с союзом «и» в пушкинской строке невольно превращается в глагол. В стихотворении Лермонтова «Сон» строка «С свинцом в груди лежал недвижим я» из-за неудобочитаемого стыка двух согласных превращается в «С винцом в груди…» Строка из «Родины» Лермонтова: «Проселочным путем люблю скакать в телеге» оставляет двойственное ощущение: скачут ведь на лошади, а здесь, надо полагать, лошади везут телегу. Несколько странно звучит и наблюдение из того же «Сна»: «Знакомый труп лежал в пустыне той». Уместней было бы труп знакомого человека, но это не так поэтично. Скажут, придираюсь. Да, не без этого, но повод прямой.
Словом, дерзайте, ребята, комплексовать незачем и от ошибок не застрахован никто. Имейте лишь мужество их признавать и на них учиться.
Была бы счастлива проверять тетради нынешних учеников с такими «просчётами». Сейчас такое напишут, что поверить в реальность написанного трудно. «Когда Наполеон входил в зал, то включали магнитофон и играла музыка».
Согласен с автором. Классики тоже живые люди, не надо забывать об этом. Тем более, у любого из них на несколько вещей шедевральных может быть какое-то количество проходных произведений. И при желании и должной сноровке всегда можно найти, к чему придраться. Другое дело — зачем? Разве что это нужно людям, стремящимся поднять свою самооценку за счет насмешек над другими, тем более знаменитыми лицами. Никакого другого обоснования такого поведения не вижу.