«Дубровский» — 2014. Герои Пушкина сегодня
Итак, очередная экранизация отечественной классики состоялась и после отвратительного качества «экранок» зритель получает лицензионный диск, в возрожденных кинотеатрах аншлаги, а аудитория Сети также качает «горячую» новинку – фильм «Дубровский».
Известно, что сам Пушкин не закончил работу над романом, планируя продолжение. Роман написан карандашом, оставлен в черновом варианте. Тем не менее, вариант этот – связный и вполне читаемый, не обрывающийся на полуслове, как, скажем, второй том «Мертвых душ» Н.В.Гоголя. Вот почему после гибели поэта В.А.Жуковский решился обнародовать данное произведение. С тех пор оно прочно вошло в школьную программу, стало её неотъемлемой частью. Филигранная пушкинская проза и сегодня читается легко, на одном дыхании. Она не перегружена описаниями и не чересчур психологизирована. Да, кое-где язык уже отдает архаикой – сегодня так не пишут, но брать уроки мастерства у Пушкина по-прежнему не зазорно, а почетно.
Кажется, прошло то время, когда модные режиссеры считали едва ли не правилом хорошего тона коверкать классику до неузнаваемости. Ничего, кроме глубокого сожаления, такой подход вызвать не может. Про постмодернистские выкрутасы и вовсе умолчу. Поставили, например, в Лысьвенском драматическом театре «Горе от ума» — честно скажу, плеваться хотелось в некоторых местах. Осовременивание классики – не самый лучший путь. Да, актуализировать материал необходимо – но только при бережном к нему отношении.
За те два часа, что длится «Дубровский», я с удовлетворением отметил про себя: сюжетная и событийная канва сохранена. Имена у героев те же (разве что вместо князя Верейского – пройдоха Ганин). Начинается фильм, правда, с места да в карьер: неразлучные друзья Андрей Гаврилович Дубровский (бывший «афганец») и Кирила Петрович Троекуров (один из нуворишей наших дней) строят планы охоты и развлекаются стрельбой по бутылкам с плохим вином. Затем досадная размолвка и вражда, оканчивающаяся смертью Дубровского и сносом Кистеневки.
Тогда-то на сцену и выходит Дубровский-младший (актер Данила Козловский). Оговорюсь сразу – люблю этого актера и давно слежу за ним. Сериал «Покушение», фильм «Легенда № 17» и др. Но только не здесь! Не его это роль. Ну, не тянет он, простите, на благородного разбойника, даже перенесенного в наше время. Слишком правильный, рафинированный, образованный, да еще и в очках.
А уж Маша Троекурова (актриса Клавдия Коршунова) – это вообще нечто. Гремучая смесь Ксении Собчак с Квазимодо. Да, любовь зла, но не настолько же!..
Вот кто из актеров явно на голову выше всех – так это Юрий Цурило в роли Троекурова. Принял сразу и безоговорочно. Именно таков и должен быть барин: слегка самодур, слегка деспот, чадолюбивый отец, расчетливый и хлебосольный хозяин.
Словом, фильм этот – частично обманутые ожидания. Главные герои Пушкина неубедительны. Месть Дубровского-младшего Троекурову тоже какая-то суетливая, истеричная, мелкая. Со второй половины фильма вообще режиссерской «отсебятины» становится куда больше, чем вначале.
Нет, провальным фильм не считаю. Но и к удачным он явно причислен быть не может. Как и большинство современных картин – на раз. Данила же Козловский вряд ли сможет записать эту роль себе в актив. Как актер, он бывает куда сильнее и выигрышнее.
Павел Николаевич Малофеев