Франсуа Мориак
11 октября — 130 лет со дня рождения французского писателя Франсуа Мориака (1885 — 1970)
Франсуа Мориак (1885-1970) принадлежит к числу крупнейших французских писателей ХХ столетия. Еще при жизни его воспринимали в качестве живого классика и мэтра французской словесности. Он с симпатией относился к русской литературе и нашей стране не скрывал, что учился писательскому искусству у Толстого, Достоевского и Чехова.
Определенный отпечаток на восприятие творчества Мориака советскими литературоведами накладывало то обстоятельство, что этот автор был католиком и порывать с религией не собирался. Для страны воинствующего атеизма и безбожия этот факт был не удобен, поэтому Мориака всячески пытались «оправдать» и выгородить – дескать, иначе и не возможно в условиях «гнусной буржуазной действительности». Но Мориак, как и любой крупный писатель, не нуждается в оправдании. Его требуется понять и принять.
Франсуа Мориака рассматривают в одном ряду с такими мастерами художественного слова как Стендаль, Бальзак, Флобер. Он последовательно придерживался реалистического направления в литературе. Был в курсе общественно-политических событий своего времени. В последние годы жизни активно занимался публицистикой. Его никак нельзя отнести к эстетам или представителям «чистого искусства». В своих многочисленных романах Мориак ставил и решал острейшие вопросы человеческих взаимоотношений. И его религиозные воззрения ни в коей мере не мешали остроте и трезвости постановки вопросов.
Нельзя сказать, что Мориак был обойден вниманием со стороны советских литературоведов. Вышло несколько серьезных монографий, посвященных обзору его жизненного и творческого пути. Одна из них принадлежит перу Ф.С.Наркирьера и издана в 1983-м году.
Мориак принадлежит к тем редким писателям, читая которых, забываешь о мировоззренческих установках автора и сопереживаешь героям. Ибо они изображены достоверно, глубоко и наглядно. В них читатель нередко узнает самого себя.
Бордо – типичная французская провинция. Ее образ позднее будет неоднократно воссоздаваться Мориаком на страницах романов. Провинциальная среда и есть та специфическая среда, которая взрастила писателя, дала ему богатую пищу для размышлений и переживаний. Для Мориака станет типичной ситуация «провинциал в Париже» — без денег, без связей, с надеждой единственно на себя. Тем более что таким провинциалом однажды он ощутил и себя, когда приехал в столицу искать счастья.
В религии писатель видел для себя надежную нравственную опору еще с детства. Себя он именовал не иначе как «католиком, сочиняющим романы». Но именно здесь и кроется противоречие во взглядах и писательской манере Мориака. Он мечтал соединить французскую упорядоченность с русской сложностью, понимая при этом, насколько рискует выйти за рамки пуританской морали. Недаром среди ортодоксальных католиков он прослыл едва ли не «порнографическим» писателем. И.А.Бунин тонко подметил в творчестве Мориака главное противоречие – между чувственностью и аскетизмом. А сам Мориак признавался: «Вера питала меня, сковывая по рукам и ногам».
Первый роман о Терезе Дескейру, названный по имени главной героини, памятен уже тем, что именно это произведение было переведено на русский язык в 1928 году, и по нему русский читатель открыл для себя Мориака. Открыл, чтобы полюбить.
Знаменательное событие происходит в 1952-м году – Мориак был удостоен высшей награды в литературном мире – Нобелевской премии. И нет никакого сомнения в том, что он ее заслужил! Писатель не оставлял пера до последних дней жизни. Его уход был воспринят мировым писательским сообществом как окончание целой эпохи в истории художественной литературы нового времени.
Павел Николаевич Малофеев