Стать грамотным

Анализ стихотворения Андрея Дементьева

«Ты ищешь меня только в дни одиночества…»

Анализ стихотворения Андрея Дементьева

Поэт Андрей ДементьевАндрей Дементьев принадлежит к наиболее известным отечественным поэтам, чьи стихи актуальны и востребованы в любое время. Его творческий путь начался еще в 60-е гг. прошлого века и продолжается по сей день. Время от времени, например по случаю юбилейных дат, поэт проводит творческие вечера. На стихи Дементьева написано немало песен, например, «Лебединая верность» или «Баллада о матери».  Выражением творческого кредо поэта служит стихотворение «Ни о чем не жалейте». Дементьев активно занимается общественно-политической деятельностью, выступает на радио телевидении.

Предложенное к анализу стихотворение не относится к шедеврам его лирики, равно как нельзя его назвать широко популярным. Подобных стихотворений у Дементьева написано несколько сотен и неизвестно, сколько будет написано еще, — ведь автор, которому идет девятый десяток, не снижает творческой активности. Именно по этой причине затруднительно говорить об истории создания стихотворения, равно как и о дате его написания – в сборниках Дементьева, где печатается это стихотворения, она не указана.

Текст никак не озаглавлен  и, как говорится в таких случаях, названием стихотворения автоматически следует считать его первую строку. В качестве возможной причины отсутствия заголовка можно указать на неопределенность тематики – стихи написаны о многом сразу: здесь и любовь, и философия, и тема России.

С формальной точки зрения стихотворение состоит из двух четверостиший, катренов, связанных перекрестной рифмовкой, а также сочетанием дактилической и женской рифмы. Однако в смысловом отношении допустима и даже целесообразна разбивка каждой строки на полустишия. Строфическое деление в любом случае не совпадает с синтаксическим членением: в тексте насчитывается пять предложений на восемь (или на шестнадцать) строк, при этом, что вполне естественно, редко когда предложение заканчивается в конце каждой строки.

В качества стихотворного размера автором избран четырехстопный амфибрахий – достаточно редкий для русской поэзии размер. Из классиков наиболее охотно к нему прибегал А.А.Фет. Амфибрахий сообщает стихам мелодичность, способствует созданию напевной интонации и тому, чтобы стихотворение потенциально уже звучало, как песня.

Стихотворение не просто бедно тропами – они здесь фактически отсутствуют. Для философской (медитативной) лирики образность и насыщенность символикой – отнюдь не обязательное условие. Такая лирика сильна и богата другим – «приключениями» мысли автора.

Основной смысловой прием, используемый автором, — это антитеза, противопоставление. Из контекста нетрудно догадаться, что речь идет о женщине. Кто, как не они, любят периодически, чтобы их утешали и плакали вместе с ними!.. А автор – мужчина, ведущий повествование от первого лица и естественно использующий личное местоимение «я». Таким образом, есть «ты», обращенное к женщине, и есть «я», стоящий перед непростым выбором – вновь, как раньше, начать утешать, или сказать решительное «нет».

И выбор лирического героя (не обязательно равного автору) останавливается именно на втором варианте. По этой причине стихотворение вряд ли будет воспринято на «ура» женской частью читательской аудитории. «Мне утешать тебя больше не хочется» — сказано по-мужски прямо и лаконично. Почему же? Можем только догадываться. Скорей всего, слишком много боли и горя доставили отношения им обоим.

Повествователь прекрасно отдает себе отчет в том, что поступает вопреки сложившейся традиции – на Руси принято утешать и жалеть всех, кто нуждается в этом. А что делать, если такое желание отсутствует? Насиловать собственную душу или пойти «против течения»? В данном случае, как уже говорилось выше, и традиция поэту – не указ. Он, видимо, устал от вечной женской раздвоенности – веселиться одной в радостный день, и грустить вместе. Мужчина не желает заполнять вакуум «меж будущим счастьем и счастьем былым». Так мы узнаем, что счастье было, а вот будет ли вновь – вопрос, остающийся за рамками стихотворения, за финальным многоточием, традиционно символизирующим недоговоренность.

Павел Николаевич Малофеев

Рубрики сайта