Стать грамотным

Анализ стихотворения Николая Рубцова «Журавли»

Стихотворение восходит к одноименному произведению поэта А.М.Жемчужникова, одному из создателей образа Козьмы Пруткова, написанному во второй половине XIX века и положенному на музыку. Песней стало и стихотворение Рубцова. Его исполнял актер Владимир Ивашов. Сам образ журавлей вдохновлял русских поэтов неоднократно.

Стихотворение вполне автобиографично. Упоминаемые в нем чердак и болото – приметы родного Рубцову пейзажа деревни Николы (Никольское), где прошло его детство, и куда он любил возвращаться позднее.

Стихотворение астрофично, состоит из шестнадцати строк, связанных перекрестной рифмой, сочетанием мужских и женских рифм. Рифмуются преимущественно одни и те же части речи. Размер – пятистопный анапест, «рыдающий» размер, любимый Некрасовым и поэтами его школы. Выбор размера чрезвычайно удачен. Сам образ улетающих по осени журавлей трогает душу до слез, до рыданий.

Сам масштаб повестования – былинный, всероссийский. Журавлям словно машут руки всех людей на Руси (метонимический образ «согласных рук»), и сам «срок увяданья» возвещается ими широко. Общее впечатление от текста усиливается благодаря использованию сравнений («как сказание древних страниц», «как сказанье, небесные звуки»). Несколько раз у поэта словно перехватывает дыхание – тогда на помощь приходят многоточия. И их все больше, чем ближе к концу стихотворения. Тогда же появляются и глаголы в форме повелительного наклонения, обращенные ко всем нам, и ни к кому конкретно – «отворите», «выходите».

А в финале остается только молчание. Между кульминацией, усиленной повтором («вот летят, вот летят») и развязкой («вот замолкли») – всего одна строка. Рубцов словно признает, что все богатство языка бывает бессильно выразить самые тонкие эмоции. Слово, которое повторяется в стихотворении дважды применительно к полету и крикам журавлей, — это слово «всё». И уточнений не требуется.

Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева

Рубрики сайта