Стать грамотным

Как раскрывается внутренний мир Татьяны Лариной в сценах объяснения с Онегиным?

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главных героев связывает не роман, как таковой, но его, если можно так выразиться, неосуществленность. Ведь если произнести подряд имена Татьяны и, скажем, Ленского, или, напротив, Онегина и Ольги — никаких романтических ассоциаций не возникнет. А Евгения с Татьяной объединяет то самое пресловутое чувство, без которого не обходится ни одна драма (да, собственно, что драма — жизнь…), только чувство это не состоялось, не смогло воплотиться в каком-то зримом проявлении.

Сцен, где герои находятся друг с другом наедине, в романе две. Первая — ставшая притчей во языцех встреча в саду, где Онегин произносит свой коронный монолог. Вторая — в сущности, финальная их встреча, где уже Татьяна, в свою очередь, выносит окончательный вердикт их взаимоотношениям. Трагедия ее любви не в отсутствии взаимности, а в банальном несовпадении времени и обстоятельств, оттого она и имеет право на свой печальный статус. Да и любовь ли это со стороны Онегина — трудно сказать. Впрочем, вернемся к теме.

Евгений отвечает на письмо Татьяны очно, лишая ее возможности хоть как-то морально подготовиться к его взгляду на жизнь. Но если на минуту представить, что всю свою отповедь он перенес бы на бумагу, а бедная барышня прочла бы ее, мало что изменилось бы — с точки зрения реакции Татьяны. Мы не видим ни обмороков, ни восклицаний, ни каких-то истерических проявлений. Вероятно, прочти она обо всем этом в послании Онегина, было бы в точности то же самое.

Сквозь слез не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его…

На самом деле, трудно себе представить, как бы могла повести себя на месте героини любая другая барышня. Но, возможно, после горьких слов Онегина был бы смысл как-то попытаться отказаться от своего злополучного письма либо, не знаю, продемонстрировать оскорбленные чувства, устроить сцену и т.п.? Татьяна не предпринимает подобных попыток.

…Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю.

Она оставляет последнее слово за Онегиным. Ее признание не сродни требованию. Это способ открыть душу человеку, который занял все ее мечты. Единственная попытка устроить свое счастье — неловкая, робкая, в чем-то отчаянная. Татьяна не пыталась привлечь внимание Евгения какими-то традиционными, скажем так, способами, пуская в ход кокетство и какие-то иные методы обольщения — ей это чуждо. Ее язык — язык сердца. И сцена в саду не оставляет в ней сомнений в своем герое, поскольку Онегин находит в себе мужество говорить с ней на этом ее языке. Пусть и говорит горькие вещи, но говорит их искренне.

В финальной сцене Татьяна не скрывает своей боли и до известной степени — разочарования. Она искренне благодарна Онегину за ту мучительную сцену в саду, когда он объяснял ей, что не создан для блаженства и т.д. Иначе говоря, понимал, что эта ответственность ему ни к чему — и честно от нее отказался. Не лукавил, не пользовался ее доверчивостью. Редкое, кстати, мужское качество — умение начистоту объясниться в чем-то нелицеприятном для дамы. Но речь не об этом. Сейчас – и Татьяна это отчетливо понимает — им движет вроде бы и чувство, но чувство, чем продиктованное? Вероятно, не в последнюю очередь – потрясением от того, в каком качестве предстала перед ним бывшая напуганная малоприметная девушка. Иллюзия упущенной возможности, что ли…

Тогда в его силах было предложить ей составить свое и ее счастье, выражаясь в духе времени. А сейчас? Что он может ей предложить? Сомнительную любовную связь, которая априори не может иметь какого-то пристойного развития? За кого ж он ее принимает, в таком случае? Получается, он вообще не понимает ее душевных притязаний, не ценит ее искренности, самоотверженности? Эти неловкие ухаживания обесценивают ее жертву… Татьяне, думается мне, безумно обидно, что мужчина, занявший некогда романтический пьедестал ее души, имевший смелость прямо в глаза отказаться от ее любви, теперь засыпает ее пылкими произведениями эпистолярного жанра… Мелко, права Татьяна, мелко…

А нынче! — что к моим ногам

Вас привело? Какая малость!

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

Это она не о любви. Это о той суетной страсти, которая движет Евгением в его попытках объясниться с ней…

Итак, ключевой вопрос: как проявляется внутренний мир Татьяны в сценах объяснения с Онегиным? Она верна себе. Каждому своему слову. Ее нравственный стержень не претерпевает никаких изменений в зависимости от места, времени и обстоятельств…

Рубрики сайта