Стать грамотным

Какие черты «милы» автору в образе Татьяны Лариной?

Несомненно, Татьяна Ларина является одной из любимых пушкинских героинь. Объяснение этому довольно простое: Александр Сергеевич, вольно или невольно, наделил ее собственными представлениями о высшей мере нравственности и совести, которые идут рука об руку, не противореча друг другу в действии.

Татьяна появляется на страницах романа «Евгений Онегин» одновременно с Ольгой, что производит определенный эффект контраста. Автор подчеркивает, насколько она не похожа на родную сестру, которая, напротив, является классической представительницей девицы на выданье того времени. Отношение к Ольге и у автора, и, с его подачи, у читателя, складывается совершенно доброжелательное: «всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела… как поцелуй любви мила…». Вся суть в том, что такие милые барышни, по признанию Пушкина, ему успели изрядно надоесть. Не из-за собственных душевных качеств, а просто как один из основных элементов светского общества с его особенностями, образом суждения и привычками. Образ Ольги – довольно шаблонный стереотип. Образ Татьяны – явление штучное, а никак не массовое. Эта девушка, ничем особенно не примечательная внешне, обладает глубоким и независимым внутренним миром. Она вращается в обществе, но не принадлежит ему – скорее это дань приличиям и чувство ответственности перед родными.

С раннего детства Татьяна предпочитала одиночество веселым детским играм; ее лучшими друзьями были книги, которые развивали мечтательность характера и умение мыслить самостоятельно. Значительную долю ее библиотеки, очевидно, составляли романы. Такого рода литература лучше всего пробуждает чувства и способность к сопереживанию. Татьяна влюбилась в Онегина, не особенно хорошо его зная: в сущности, они были едва знакомы! – но просто потому что «пора пришла». В дальнейшем это чувство, даже несмотря на отсутствие взаимности, укрепилось еще сильнее. Возможно по причине того, что девушка угадала в Онегине где-то родственную душу: он также не был поклонником светских раутов, предпочитая одиночество и уединенную жизнь, также много читал, размышлял и не вписывался в общепринятые моральные стандарты.

Героиня замкнута внешне, но предельно искренна – прежде всего с собой. И это же качество выступает гарантом ее нравственности: она не могла не понимать, какие последствия могут ее ожидать и после письма к Онегину, и после финальной их встречи, но она ни разу не солгала ни себе, ни ему. Она любит безраздельно, подлинно; без причины или выгоды. Если рассматривать любовь как самопожертвование, то, вообще говоря, к этому чувству в искреннем проявлении мало кто способен в принципе.

Любовь Татьяны, вернее, ее понимание любви как высшей нравственной силы, проявляется не только в отношении к Евгению. «Меня с слезами заклинаний молила мать; для бедной Тани все были жребии равны… Я вышла замуж». Сострадание к переживаниям матери для нее выше ее собственной боли из-за несчастной любви. Это не тот случай, когда девушка вышла замуж из желания потрафить маменьке! (Подобное хорошо описывает М.Ю. Лермонтов словами своего Печорина: дескать, нынче модно заморочить голову влюбленному юноше красивыми фразами и признаниями, после чего нагнетать обстановку до совершенной невозможности, а в довершение всего выйти замуж за какого-нибудь выгодного старичка в угоду матушке и всю жизнь ломать руки в жертвенном самолюбовании – это я по памяти). Татьяна не придумала эту ситуацию из романтических побуждений создать определенное впечатление, она именно так и живет. Не притворяясь, не лукавя, не подстраиваясь. Просто иначе не может.

И если апофеозом искренности однозначно является ее письмо (в XIX веке! Первой написать мужчине да еще нечто такого рода – в голове не укладывается!), то квинтэссенция нравственности – сцена в финале. Это слишком острый, слишком провокационный момент практически для любой женщины, оказавшейся в таком положении. Я не о принципиальной невозможности таких слов и действий, но, как мне представляется, в рядовом случае уместен был бы элемент борьбы страсти и совести. Здесь нет борьбы. Боль и горечь есть. Но никаких сомнений. Никаких двусмысленностей.

Татьяна, по сути, являет собой нравственный идеал автора. Открытое живое сердце и непоколебимая верность своему слову едва не рисуют нимб над головой героини. Высшая мера ответственности – отказаться от собственного счастья по невозможности разрушить жизнь другого человека. Не совсем понятно, как относится к Татьяне ее супруг, но, по всей вероятности, с душой, поскольку он был инициатором женитьбы, а она – лишь покорной участницей. И, независимо от подлинных чувств супруги, он не заслуживает позора измены, чье бы счастье ни стояло на кону.

Александр Сергеевич и сам был непримирим в некоторых вопросах чести и совести. Будь он в этом отношении гибче, возможно, роман «Евгений Онегин» не был бы отнесен потомками к категории «позднее творчество поэта»…

 

Рубрики сайта