Стать грамотным

Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

Поединки Раскольникова с Порфирием ПетровичемРоман «Преступление и наказание» в композиционном смысле очень интересно построен. Только первая часть – предыстория преступления студента Родиона Раскольникова, само преступление, оказавшееся двойным, и лихорадочные попытки замести следы, а затем – беспамятство и горячка.

А остальные части – самый заурядный быт, знакомство Родиона с семейством Мармеладовых, посильная помощь им, попытка расстроить брак сестры с Лужиным, и, конечно, своеобразные «поединки» со следователем Порфирием Петровичем. Именно в них – «душа» и «сердце» романа Достоевского.

Первая встреча – Раскольников идет к следователю вместе с университетским товарищем Разумихиным. Разумеется, мысли его лихорадочно сменяют одна другую. Раскольников нарочно задирает товарища по дороге, доводит его до исступления, чтобы в квартиру к следователю вступить с громким, неестественным смехом. Но именно тогда он и зароняет в душу Порфирия Петровича первые зерна сомнения – а только ли должником старухи-процентщицы является он? Тем более что, пользуясь удобным случаем, Родион вдохновенно пересказывает свою недавнюю статью о «тварях дрожащих и право имеющих». Порфирий – далеко не дурак, хоть и умеет притвориться дурачком, но даже он испытывает оторопь от услышанного.

Раскольников и Порфирий ПетровичВ следующий раз Раскольников приходит к следователю уже по повестке, и картина меняется на прямо противоположную. Если в первую встречу был красноречив бедный студент, то на сей раз многословен Порфирий. Он плетет словесную вязь, что Раскольников и понимает, чувствует. Но противостоять не может – лишь вставляет краткие реплики. Расчет Порфирия – на раздражительность Раскольникова. Он вполне оправдывается. Раскольников приходит в неистовство, и готов пуститься во все тяжкие. Если бы не неожиданная развязка – сектант Миколка, оговаривающий себя. Но этот самооговор – лишь отсрочка решительного объяснения персонажей.

И оно уже не за горами! Порфирий сам навещает Раскольникова и играет уже с открытыми картами. Предлагает сделать явку с повинной, иначе всё равно арестует, хотя ему это и невыгодно, ибо доказать виновность Раскольникова будет проблематично. Ведет себя следователь принципиально иначе, чем в предыдущие встречи. В нем даже просыпается философ, идеалист. Чего стоит одна фраза-совет: «Станьте солнцем – вас и увидят». Другое дело, что Раскольников еще не вполне готов внять этому доброму совету.

Следователь – формальная должность. Однако поведение Порфирия ближе к концу романа перестает быть формальным. Он преисполняется к Раскольникову искренней симпатии, хотя и не может симпатизировать его наполеоновской теории. Поэтому и дает Раскольникову возможность остаться еще некоторое время на свободе, подумать, всё взвесить и принять единственно правильное решение.

Только все равно Порфирий остается заложником своей профессии. Не он, а Соня Мармеладова вносит решающий вклад в публичное признание Раскольникова. Правда, именно признание, а не покаяние. До покаяния еще нужно дорасти. И даже в эпилоге романа оно еще не наступает, и Библию Раскольников берет в руки машинально. Но у него выбор невелик – или преодолеть собственный душевный «раскол» (фамилия ведь у героя романа «говорящая») или погрузиться в пучину безумия. Вариант покончить с собой – не для Раскольникова. Он оказался «эстетической вошью».

В экранизации романа роль Порфирия Петровича замечательно исполнил актер Андрей Панин (ныне покойный). Его манера говорить и общаться поразительно напоминает ту манеру, что описана Достоевским. Порфирий в исполнении Панина не говорит даже, а зудит, нудит, вытягивает жилы, бормочет, усыпляет бдительность подозреваемого.

Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева

Рубрики сайта