Стать грамотным

«Рукописи не горят». Согласны ли Вы с цитатой из романа М.А. Булгакова, что классические произведения являются непреходящей ценностью?

Материалы к итоговому сочинению по направлению «Забвению не подлежит».

«Рукописи не горят» — красивое, даже поэтическое высказывание…. Однако Николай Васильевич с ним поспорил бы…

М.А. Булгаков — мой любимый русский классик. Меня всегда поражало, что говоря о юморе в русской прозе, извечно называют две фамилии: Гоголь и Салтыков-Щедрин. Но как можно не вспомнить Булгакова с его примусом, абрикосовой водой и чистейшим спиртом? Да, автор поднимает серьезные темы, переосмысливая Библию, обличая пороки общества, но вся соль в том, как он это делает. Однако моя любовь и уважение позволяют оценивать некоторые его высказывания критически.

Хотелось бы разделить поставленный выше вопрос на две составляющие. Горят ли рукописи? И являются ли классические произведения незабвенными?

Рукописи – это бумага, а она, по всем самым важным законам, а именно физики и химии, горит. Если вы подожжете даже самое великое произведение, оно сгорит, оставив после себя лишь кучку пепла. Однако если содержимое этого переработанного куска древесины достигнет человека, тем более исключительного, то оно станет непреходящей ценностью. Простой пример: в стихотворении А.С. Пушкина «Сожженное письмо» мы наблюдаем за таинством. Лирический герой сжигает письма возлюбленной: «она велела». И при всем этом читатель не знает ни содержимого посланий, ни имени отправителя. Но, благодаря таланту и переживаниям поэта, мы, люди двадцать первого века, знаем об их существовании.

Бывало ли у вас странное чувство, когда вы знаете ответ на вопрос, но не полностью с ним согласны? Вроде бы, классические произведения возведены на такой пьедестал, что нельзя не сказать об их вечности и актуальности. Но это не правда. Все в мире конечно, даже время и пространство, что же говорить о литературе? Вот, например, сколько древнерусских произведений знает современное поколение? Хорошо, если одно или два. Все потому, что общество с тех времен радикально изменилось и проблемы прошлого сейчас неактуальны. Проследить это можно и на других примерах. Спросите у школьника, насколько ему важно и интересно читать о крепостничестве? Это не вызывает у него отклика, и, как только его перестанут заставлять читать обязательную программу, он и знать не будет о многих произведениях. А какое количество великих произведений не увидело свет? Второй том «Мертвых душ» безвозвратно сгорел и не стал непреходящей ценностью, потому что его просто бросили в огонь. Огромное количество великих произведений не увидели свет, хотя вполне могли стать классикой. Представим, что друзья Франца Кафки выполнили бы его последнюю волю и предали забвению рукописи в столе. Кто бы тогда узнал о существовании этих классических произведений? Лишь пара родственников и знакомых. В лучшем случае.

Это можно проследить и в более маленьких масштабах. Так, в произведении Джоджо Мойес «Дарующий звезды», девушки развозят книги из библиотеки по горным поселениям, так как далеко не все могут позволить себе купить издание или одолжить у соседа из-за своего отдаленного местоположения. И вот в один момент библиотека горит. Все утраченные книги, не прочитанные людьми, остаются недоступными для этого маленького мира. То же самое происходит и в более широких масштабах.

Однако есть произведения, пусть и не вечные, но живущие ровно столько, сколько и проблемы в них затронутые. Например, для человечества всегда актуальны любовь, смерть, дружба. И именно эти вопросы продлевают жизнь прозе и лирике. Если автору повезло и его книги дошли до читателя, он может быть незабвенен, при условии, что и сейчас, и через тысячу лет его строки будут вызывать эмоции. Так, в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров отрицает необходимость искусства и нежных чувств, что оспаривает старший Кирсанов. Муза — родная сестра чувству, и жизнь их одинакова. Человек — существо живое, и ему не чужды эмоции, каких бы взглядов он ни придерживался. Доказательством этого является любовь Базарова к Одинцовой. Молодой человек был сражен чувством, от которого отказывался. Люди любили, любят и будут любить всегда, поэтому и становятся незабвенными классические произведения, посвященные этому чувству. Аналогичный механизм и с другими архетипичными эмоциями.

Я не совсем согласна с цитатой Булгакова, так как рукописи однозначно горят. К сожалению, в реальном мире Воланд не приносит талантливым писателям их рукописи после сожжения. Однако если произведению повезло и оно не только увидело свет, но и вызвало отклик в душах читателей, то у него есть шанс стать незабвенной классикой, после проверки временем.

Рубрики сайта