Стать грамотным

Значение новеллы «Фаталист» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Фаталист. Значение новеллы«Фаталист» – пожалуй, самая загадочная часть романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Многие читатели склонны видеть фаталиста в Вуличе, соглашаясь в этом с Печориным. Примечательно другое: Григорий Александрович предсказывает гибель героя (говоря, что видит печать смерти на его лице).

Одна из главных идей Ф.М. Достоевского – идея двойника – впервые прозвучала именно в знаменитом лермонтовском романе. В Печорине словно живут три человека: Вернер, Вулич и он сам. Интеллектуальный двойник – Вернер. Эмоциональные двойники – Грушницкий и Вулич, но Грушницкий – двойник комический, пародия. Вулич – трагический двойник. Именно идея двойника отличает сюжетное действие «Фаталиста» от других частей романа. Впервые здесь главным героем является не Печорин, не он в центре событий.

Новелла «Фаталист» начинается очень похоже на «Пиковую даму» А.С. Пушкина. Разговор идет о судьбе и предназначении жизни. Некоторые люди думают, что этого предопределения нет и быть не может, иначе зачем даны воля и рассудок?! И поэтому Вулич решается на свой поступок. А ведь это нелегко – поднести к виску заряженный пистолет и выстрелить. Далеко не каждый на подобное способен. Печорин с Вуличем похожи решительностью и прямотой. Подлинный фаталист верит в судьбу безоговорочно, безо всяких сомнений.

Печорин, нимало не задумываясь, бросает вызов Вуличу, не боясь последствий. Он не любит людей, похожих на него самого, зато любит противоречить и доказывать что-либо сам себе. Главный герой романа – натура деятельная, он экспериментатор. Вулич тоже экспериментирует, причем сам на себе. Если бы он был истинным фаталистом, в нем не было бы признаков тайного страха и внутренней борьбы. Едва Печорин говорит ему о смерти, как тот смущается. М.Ю. Лермонтов использует разные формы анализа, чтобы лучше раскрыть характеры героев. Человек в понятии автора в принципе неоднозначен, однако в портрете Вулича мы видим определенное сходство с Печориным. Он, как и Григорий Александрович, мучается отчаянием и усталостью от жизни. Если у человека нет смысла жизни, он не может жить…

Вулич по складу характера – типичный скептик. Позже Л.Н. Толстой докажет, что, как правило, скептиками люди бывают чаще всего в возрасте 13-14 лет. Скептицизм – своего рода форма защиты до тех пор, пока человек не определится со смыслом своей жизни. Видимо, поэтому Вулич и играет, спасаясь от пустоты и жуткого вопроса о необходимости смысла существования. Играть нужно с увеличением риска, а иначе неинтересно. Чем выше ставка, тем выше наслаждение. Так что поступок Вулича – тоже игра, но уже игра со смертью. Герою доставляет неизъяснимое удовольствие как бы выиграть это пари.

Но ключевой момент повествования – пророческое чувство у Печорина. Он видел печать смерти на лице Вулича и, как стало ясно позже, не обманулся в своих предчувствиях. Правда, непонятно, как человек может распознать чувства другого, да еще и предсказать тому неминуемую гибель…

В экстремальных ситуациях (скажем, в сражении) человек покоряется инстинкту самосохранения. Но даже у сильных людей могут быть минуты беспомощности и страха. И тогда человек погибнет, если вовремя не опомнится. Именно это угадал главный герой еще до того, как Вулич решился выстрелить в висок. В минуту той самой слабости Вуличу важно было проверить, есть ли расположение свыше, есть ли роковое предопределение? Печорин четко осознает, что люди, неоднократно рисковавшие жизнью и верящие в судьбу, были счастливы, чувствуя «неизменную» поддержку фортуны. А нынешнее поколение не способно не только реально мыслить, но и просто бороться с судьбой. Нет, Вулич не фаталист. Жажда жизни есть в нем, как и в Печорине, он так же боится смерти. Самодовольство – первый признак поражения лермонтовских героев. Как и в случае с Грушницким, напряжение вокруг Вулича возрастает после слов о его самодовольстве. Один неверный шаг – и смерть. В гибели Вулича можно заметить как трагедию человека, оставшегося без Бога, так и трагедию игры, а не жизни.

Печорин смертельно рискует, даже узнав о смерти Вулича. Возможно, он бросается в окно, руководствуясь жалостью к матери убийцы, так как ему было очень ее жаль. Но что-то, воля ваша, это не укладывается в образ героя… Печорин действовал не из жалости! Это все-таки не то чувство, которое побуждает людей всерьез рисковать своей жизнью. По сути, Печорин, как и Вулич, решает испытать свою судьбу.

Новелла «Фаталист» дает почву для размышлений, в очередной раз подчеркивая неразгаданную философскую суть романа. По окончании «Княжны Мери» некоторые читатели могут назвать Печорина подлецом. А Лермонтову явно не хотелось, чтоб его героя осудили бы так однозначно. Своим мужественным – не сказать «добрым» —  поступком Печорин как бы оправдывает себя за все причиненное зло. Именно таким образом автор хочет снять с Печорина всю личностную ответственность, пытаясь защитить Печорина за счет поколения…

Как следует из рассуждений, изложенных выше, ни герой нашего времени, ни его литературный родитель истинными фаталистами не являются. Печорин неоднократно задумывается о смысле своей жизни, искушая судьбу едва ли не при всяком удобном случае. Да и Лермонтов, при всем своем трагическом мироощущении, неоднократно испытывал расположение госпожи удачи – роковая дуэль была для него последней, но не единственной…

«Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!» Своего рода комплекс Бога, видимо… Проверка терпения высших сил.

Каково значение «Журнала Печорина» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

 

Рубрики сайта