«Искра» и «Свисток»
Сегодня электронные СМИ явно популярнее традиционных печатных изданий. Это не значит, что газеты и журналы исчезли. Нет, их стало даже больше, чем раньше. Их по-прежнему покупают и читают. Но того успеха, что был у печатных СМИ в перестройку и в середине XIX века уже нет. Одна из причин – падение интереса к политике у значительной части населения. А было время, политические страсти кипели. И журналистика оперативно на них откликалась.
Итак, мысленно перенесемся в середину XIX века. На вершине популярности журнал «Современник», во главе которого известный поэт Н.А.Некрасов. Он собрал вокруг себя многих талантливых людей. И само время изменилось. Новый император – Александр II – наконец-то отменил крепостное право, начались некоторые либеральные реформы. Такая же «оттепель» случится век спустя, при Н.С.Хрущеве. Пресса тоже почувствовала некоторые послабления. И журналисты осмелели. Конечно, в рамках дозволенного, но всё же цензурный гнет ненадолго ослаб. И грех было этим не воспользоваться!..
Журнал «Свисток» возник как раз «под крылом» «Современника». Название было «говорящим». Этим названием редколлегия давала понять: мы «свистим» о тех безобразиях и злоупотреблениях, которые надо искоренить и с которыми следует беспощадно бороться. А их в России всегда хватало: казнокрадство, взяточничество, невежество, самодурство и др. «Душой» «Свистка» был Н.А.Добролюбов. Он умер молодым, и с его уходом не стало и «Свистка». Бывает так, что какой-нибудь проект держится почти исключительно на одном талантливом человеке.
Что касается «Искры», то это издание «продержалось» на плаву гораздо дольше – около пятнадцати лет. И здесь была личность, к которой стягивались все нити – организационные, финансовые, художественные. Это Василий Степанович Курочкин. Его трудно назвать выдающимся русским поэтом. Сравнения с тем же Некрасовым, например, он не выдерживает. Но настоящей стихией Курочкина стала сатира. Боевая и злободневная. Он стремился оперативно откликаться на любое сколько-нибудь важное событие. И к этому же призывал остальных «искровцев».
Можно сказать так – то, что делал Герцен за границей, то «Искра» делала в России. Ее острых стрел чиновники боялись, как огня. На критику приходилось реагировать всем, вплоть до царя и его министров. Александр II, должно быть, и сам был не рад тому, что позволил определенную свободу слова. Языки развязались, интеллигенция осмелела.
Курочкин и его единомышленники не ограничивались одной только политической сатирой. Они язвительно бичевали поэтов «чистого искусства», к которым принадлежали Фет, Майков, Щербина и др. Например, знаменитое «безглагольное» стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье…» «удостоилось» сразу нескольких пародий, в том числе и от Курочкина. Пародии были злые и не вполне справедливые. Но, как говорится, «ради красного словца» журналисты уже тогда готовы были не щадить никого, даже среди признанных литераторов.
И все-таки время всё и всех расставило по своим местам. Оказалось, что «чистое искусство» востребовано во все времена, а вот злоба дня стремительно устаревает. И сегодня она интересна разве что историкам литературы.
Хотя с другой стороны такой напряженной и бурной журнальной жизни, в эпицентре которой находились «Свисток» и «Искра», сегодня не хватает. Пресса стала «желтой», многие публикации – скандальными, журналисты – продажными. Нет недостатка в информации, мы буквально тонем, захлебываемся в ней. Не хватает одного – высокой ответственности журналистов за сказанное и написанное. По крайней мере, у тех, кто сотрудничал в «Свистке» и «Искре», эта ответственность была. Они искренне любили страну и народ, желали им только блага. Но справедливости ради надо заметить, что они же и подтачивали основы российской империи изнутри. Пусть и не всегда сознательно.
Павел Николаевич Малофеев