К юбилею Антуана де Сент-Экзюпери
29 июня – 115 лет со дня рождения французского писателя А.де Сент-Экзюпери (1900-1944)
Мало среди литераторов тех, кто входит в легенду либо при жизни, либо сразу после смерти. А.Сент-Экзюпери – один из них.
Для нескольких поколений советских людей это имя не нуждалось в комментариях, произносилось с придыханием и даже какой-то завистью. Вот, мол, какая героическая смерть – в бою с немецкими асами. Жил, как писал. На одном дыхании. Борьбе отдал всего себя.
Что изменили годы? Почти ничего. Разве что напомнил о себе один престарелый нацистский летчик, заявивший публично, что именно он сбил в 1944-м году самолет, которым управлял автор «Маленького принца».
Дал очередь, развернулся и улетел. А кто там был в самолете – знать не знал, и ведать не ведал. Что ж, шла война. Будем укорять пилота за то, что поступил так, как должен был поступить? Может, он и врет, конечно — старческий маразм или запоздалое желание славы Герострата, как знать…
А ведь Экзюпери мог и не летать. Ко Второй мировой войне у него хватало травм и увечий. Врачи были категорически против. Но надо было знать этого человека! Он всегда шел до конца. Не знал полумер. В незаконченном романе «Цитадель» легко вычитывается страстный протест против любых форм насилия. Достается и сталинскому тоталитаризму. Об этом произведении у нас не слишком любят вспоминать. Дескать, Сент-Экзюпери – писатель очеркового склада, склонный к автобиографичности.
Кстати, «Маленький принц» — сказка для него и в самом деле необычная. Уже по избранному жанру. К сказке этот реалист до мозга костей никогда особо не тяготел. И вдруг, в разгар кровопролития, когда чаша весов еще колебалась, и не ясно было, чья возьмет, отважный летчик разродился аллегорической сказкой, которая, казалось бы, совсем не ко времени и не к месту.
Может быть, потому, что понял – сугубый бытовизм теперь не к месту. Пришло время философских обобщений. Он их сделал. Вовремя. Для себя. И смерть его, точнее, невозвращение на базу французских ВВС – смерть, очень подходящая для человека такой судьбы. Кстати, как и автокатастрофа для Виктора Цоя – кумира целого поколения. Дальше, скорей всего, было бы нисхождение и самоповторение.
Слово и дело Сент-Экзюпери своеобразно аукнулось и в песенной культуре. Ну, кто не вспомнит исполнение Татьяной Дорониной песни «Нежность» в фильме «Три тополя на Плющихе»!
И в репертуаре Александра Буйнова есть песня, название которой звучит как «Мы в ответе за тех».
Убежден – «Маленького принца» ни в коем случае не следует выбрасывать ни из вузовского курса детской литературы, ни из школьной программы вообще. Сказка учит только добру. Она трогательна. И финал – открытый. То ли принц умер от укуса змеи, то ли улетел на свою маленькую планету. Как сам автор. И ищи его теперь на просторах Вселенной…
Павел Николаевич Малофеев