К юбилею Зигмунда Фрейда
6 мая – 160 лет со дня рождения Зигмунда Фрейда (1856-1939),
австрийского психиатра
Есть в научном мире этакие «священные коровы»: Карл Маркс, Михаил Бахтин, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд и некоторые другие. «Священные» не в том смысле, что их не допускается трогать и задевать критическими стрелами – хотя и здесь некоторые чересчур ретивые приверженцы того или иного гения за своего кумира готовы встать горой – как в старину, хоть на дуэль вызвать! «Священные» потому, что авторитет их и репутация в научном сообществе давно утвердились, никто не собирается ниспровергать их с по праву занимаемого пьедестала, но при этом никто всерьез и не читает. Просто принимает на веру – Фрейд велик, и с этим, дескать, не поспоришь.
Пересказывать в деталях суть психоаналитической концепции Фрейда, пожалуй, необходимости нет. Напомним главное: австрийский врач первым доказал, что человек является существом бессознательным, и многие его внешние поступки невозможно объяснить только законами логики и здравого смысла. Казалось бы, ситуация велит поступать так и только так – ан нет, всё с точностью до наоборот! Почему же?
Атавизм – вот корень и источник многих наших бед, проблем, напастей. Темное, первобытное, злое начало в человеке. И, конечно же, либидо – двигатель мыслей, слов и поступков. В сущности говоря, при знакомстве с человеком нас интересуют два момента – не представляет ли сей субъект угрозу для нашей жизни и не интересен ли он в сексуальном плане. «И третьего не дано?» — с недоумением и негодованием спросят нас. Третье – это возможность совместной работы и жизнедеятельности, ибо невозможно же вернуться к сексуальной неупорядоченности быта наших далеких предков, у которых каждый принадлежал всем. Мы уже избирательны, и в этом наше спасение.
Фрейда немало критиковали за абсолютизацию сексуального начала в жизни как отдельного индивида, так и целых сообществ. Только критиковать-то, скорей, надо не Фрейда, а его последователей, которые многие идеи поняли превратно, извратили или, наоборот, довели до примитива, предельно упростили. А почитаешь внимательно первоисточник, спроецируешь его на день сегодняшний и начинаешь понимать: э, старик Фрейд не слишком-то ошибался! Как-никак, он был практикующим врачом: регулярно принимал пациентов, вел истории болезни, — словом, всё, как положено. Так что ему ли было не знать, что мешает человеку нормально жить.
Вот, например, горячо обсуждаемая ныне приверженцами ювенальной юстиции тема о необходимости полной отмены физических наказаний для детей в семьях. И вот статья Фрейда «Ребенка бьют», где, на первый взгляд, выдвигается абсурдный исходный тезис: порка является не чем иным, как имитацией полового акта. И виной тому – сексуальная неудовлетворенность того или иного из родителей. Многие встречают эту мысль в штыки. А обратят взор на себя и свою семейную ситуацию – и прикусят острый язычок. Просто стыдно признаться публично в некоторых наклонностях, вот и всё…
Фрейду дано было быть сложным – когда он выступал перед коллегами из научного сообщества – и перестраиваться на более популярный стиль изложения, когда приходилось выступать со статьями в периодике. Биографии некоторых великих художников прошлого, написанные Фрейдом, содержат глубочайший анализ не только личности кого-либо из гениев, но и психологии выведенных ими персонажей. Конечно же, особенно Фрейда интересовал наш Достоевский и герои таких романов как «Бесы» и «Братья Карамазовы». Вот где разгуляться психоаналитику! Должно быть, именно за чтением Достоевского Фрейд и понял, что наряду с либидо другим мощнейшим инстинктом, движущим человеком, является страсть к самоуничтожению. И чем выше интеллект, тем быстрее происходит разрушение – алкоголь, наркотики, бессонные ночи, трудоголизм. И примеров – море! Вспомним судьбы Есенина, Высоцкого, французских художников-постимпрессионистов навроде Поля Гогена или Винсента Ван Гога. Так что и здесь Фрейда сложно обвинить в махровой глупости или некомпетентности – он прекрасно знал материал, о котором писал.
Этика и мораль делают жизнь человека куда безопаснее, блокируют основной инстинкт. Действительно, не надо бегать к чужой жене или чужому мужу, боясь, что тебя застукают на месте преступления, — знай, сиди, пиши картины, музыку или изливай свою безнадежную страсть в строках пламенных стихов (всё это и есть виды сублимации по Фрейду). Но платой, точнее, расплатой за это воздержание оказывается психическое здоровье человека – его ждут неврозы и психозы, сексуальные расстройства, наконец, суицид. И об этом вам скажет любой современный врач-сексолог или сексопатолог.
Следовательно, бездарностью в писаниях Фрейда и не пахнет. А гений – что ж, он на то и гений, чтобы быть признанным далеко не сразу. Но время – на его стороне!
И все-таки многие восстанут против чрезмерной сексуализированности поступков человека, как и талантливый ученик Фрейда, немецкий психоаналитик К.Г.Юнг, автор учения о культурных архетипах. Последователи Фрейда на самом деле извратили его учение. Им буквально везде и во всем мерещится секс. Именно в их адрес писатель Владимир Набоков, который Фрейда терпеть не мог и презрительно называл его учение «фрейдятиной», направил весь яд своего остроумия в эссе, нарочито нравоучительно озаглавленном «Что всякий должен знать». Фрейд не ошибся в главном: логикой и здравым смыслом можно объяснить несколько поступков человека, тогда как на самом деле этих поступков куда больше. Но секс – отнюдь не единственный «двигатель» наших слов и поступков.
Павел Николаевич Малофеев