Как написать сочинение
Наверное, трудно найти человека, которому хотя бы раз в жизни не приходилось трудиться над сочинением — не важно, когда и где. Между тем, хорошо известно, что этот вид работы не пользуется особой популярностью у старшеклассников: на вопрос «любите ли вы писать сочинение?» в аудитории из 50-60-ти человек едва ли подымется десяток рук. Зато на другой вопрос: «Любите ли вы сочинять?» откликнутся охотнее — «нелюбители» могут даже остаться в меньшинстве. В чем тут дело? Однозначно ответить сложно. И все же на одну причину укажем: в школах не уделяется еще должного внимания работе со словом. В результате процент сочинений, написанных дома для школы, неизбежно выше собственно школьных сочинений, написанных в классном кабинете. Напомним — успех работы над сочинением во многом зависит от верного понимания темы, понимания того, что от вас требуется. Это поможет избежать самой неприятной оценки — «сочинение не по теме». Нелепо считать, что если тема — «про Гоголя», то писать все равно что, или при любой формулировке темы по пьесе М. Горького «На дне» писать можно о противопоставлении Сатина и Луки. Чтобы избежать этой досадной невнимательности, нужно задуматься о каждом слове, входящем в тему. Подобное размышление сразу ограничивает круг проблем, помогает выбрать форму, подсказывает выбор материала: что непосредственно относится к теме, а что лишь косвенно затрагивает ее. Непосредственно с выбором темы связан выбор жанра (формы) сочинения. Самый распространенный — сочинение-рассуждение в форме литературно-критической статьи. Он не единственно возможный. Назовем некоторые другие: Однако не следует забывать о главном: о том, что ваше сочинение должно быть прежде всего доказательным рассуждением на заданную тему. В рамках же вышеназванных жанровых форм сделать это гораздо труднее. Если все-таки ваш выбор остановился на одной из них, то стремитесь строго придерживаться единого стиля, без смешения нескольких, иначе написанное будет резать слух: с одной стороны — «Знаешь, как здорово описан Базаров!», с другой — «Образ Базарова олицетворяет идейные искания разночинной молодежи». Предварительный этап работы над любым сочинением — всегда черновой. Обойтись без него практически невозможно. Желателен план, который можно оставить там же, в черновике, и переносить в чистовик необязательно. Необходимость плана обусловлена другой необходимостью — логически стройно и последовательно выстроить все части сочинения. На том же этапе уместно определиться и с эпиграфом (тоже по желанию). Это — не очень большой отрывок из какого-либо художественного произведения (может быть из того, о котором пишется сочинение), критической статьи, пословица, поговорка, афоризм или чье-либо высказывание. Нежелательны эстрадно-песенные эпиграфы, к литературе имеющие слабое отношение. Эпиграф призван точно передать главную мысль сочинения. Пример удачного эпиграфа к сочинению «Образ Сони Мармеладовой и его философский смысл» — «Чем ночь темней, тем ярче звезды, Чем глубже скорбь, тем ближе Бог» (М, Лохвицкая). Наоборот, выполняет роль ненужного украшения неудачный эпиграф. Допустим, к сочинению «Горька судьба поэтов всех времен…» подобран следующий: «Я бы жить хотел, сквозь годы мчась, но в конце хочу — других желаний нету — встретить я хочу свой смертный час…» Между тем, строки из стихотворения В.Маяковского «Товарищу Нетте — пароходу и человеку» процитированы произвольно и не до конца. У Маяковского имеется заключительная строка: «…так, как встретил смерть товарищ Нетте». Применительно же к «поэтам всех времен» без этой последней строки мысль напрашивается глубоко ошибочная: будто все они приветствовали смерть, звали ее и были обречены уйти из жизни в расцвете сил. Так что лучше хорошее сочинение без эпиграфа, чем эпиграф неудачный или плохо написанное сочинение с эпиграфом. Эпиграф пишется после плана, с правой стороны, примерно с середины страницы, в кавычки не заключается. Обязательно должны быть указаны автор и произведение, из которого приведены выбранные строки. Недопустимо начинать сочинение без введения, например, так: «В этом романе Татьяна является его идеалом». Как минимум три вопроса возникают у проверяющих: в каком романе и кто его автор? кто такая Татьяна? чьим идеалом она является? Не пытайтесь оправдаться тем, что всем, дескать, хорошо известно: Татьяна — героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и зачем это повторять? Повтор продиктован законами жанра. Сочинение без вводной части — заведомо слабое, «троечное». Введение и заключение в совокупности своей составляют около 1/3 общего объема всего сочинения, который, как известно, в среднем исчисляется 6-8 страницами (соответственно 3-4 листами) стандартной тетрадной бумаги в линейку. При этом условии введение не должно превышать одной-полутора страниц, как и заключение. Начать — едва ли не самое сложное. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению. Познакомимся с ними поближе. 1. Историческое введение — характеристика соответствующей эпохи, общественно-политической ситуации в стране и состояния культурной жизни на определенный отрезок времени. Например, эпоха, когда сформировался Пушкин, — подъем национально-освободительного движения, вызванный победоносным завершением Отечественной войны 1812-го года, надежды на либеральные преобразования сверху, разочарование в них, возникновение первых тайных обществ, восстание декабристов. Лермонтов — «поэт совсем другой эпохи» — эпохи «нравственного душегубства», наступившей после разгрома декабристского восстания, когда беспощадно подавлялись все проявления свободомыслия, когда Россия была «впугана в раздумье», когда появилось еще больше «лишних людей», «умных ненужностей», не знающих, куда приложить «необъятные силы» своей души. Время создания «Отцов и детей», «Войны и мира» — после крестьянской реформы 1861-го года, борьба между дворянами-либералами и демократами-разночинцами. Словом, исторический фон, предваряющий собственно литературную часть, бывает необходим достаточно часто. 2. Аналитическое введение. Оно одно из наиболее удачных и «спасительных» в том случае, если запас исторической информации слабоват. Суть его сводится к анализу центрального понятия темы сочинения, которое необходимо точно определить. Например, что за «добрые чувства» «пробуждал» в людях Пушкин? Как вы понимаете одиночество? (в основной части следует рассмотрение темы одиночества в лирике Лермонтова). Что такое любовь? Природа? и т. д. Тема может включать и литературоведческий термин (композиция, лирические отступления, поэма), нуждающийся в объяснении.Возможен аналитический элемент и в основной части. Например, начать строить свои рассуждения по теме «Чичиков — «рыцарь копейки» целесообразно с обращения к слову «рыцарь» в его расхожем пониманием — благородный, честный человек, храбрый воин, преданный Отчизне и даме сердца. Чичиков — тоже по-своему «рыцарь», только буржуазной «выделки». Оннастойчиво и последовательно приумножает свой капитал, скрывая за внешней опрятностью внутреннюю нечистоплотность. И дама сердца у него тоже есть — это копейка. Смешно? Ничуть. Она ведь рубль бережет… 3. Биографическое введение. Предположим, что вы остановились на теме «Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина». Историческое введение здесь не вполне уместно; анализировать понятия любви и дружбы, конечно, возможно, но обычно вместо анализа звучат общие слова. А вот не вспомнить о лицейском братстве», о Наталье Николаевне, кажется, нельзя. Неблагоприятным стечением биографических факторов (ранняя смерть матери, разлука с отцом, тяжелый характер, неразделенные любовные увлечения) объясняется и доминирующая в лирике М.Ю.Лермонтова тема одиночества — еще одна возможная тема сочинения. 4. Сравнительное введение. С его помощью вы воссоздаете литературный контекст, предшествующий созданию интересующего вас произведения. Если, например, тема, посвященная вольнолюбивой лирике Пушкина, звучит так: «…Вслед Радищеву восславил я свободу», будет вполне логично ответить на следующие вопросы: кто такой Радищев? как называется его главное произведение? каковы заслуги писателя перед русской литературой? Исходя из того, что и у Радищева, и у Пушкина имеется ода с одинаковым названием — «Вольность», можно приступить к работе над основной частью сочинения, выявляя общее и различное в позициях двух авторов. 5. Введение — характеристика произведения или творчества писателя/поэта в целом. Это самый удачный тип введения при работе над сочинением, предполагающим анализ образа литературного героя или сопоставительный анализ нескольких образов. Необходимо дать сжатое представление о личности и творческой манере того или иного художника, о масштабе его творческого наследия, о жанрах, в каких он работал. После этого перейти к главному произведению автора, его месту в русской литературе, его новизне и значимости. 6. Лирическое введение, увязывающее тему сочинения с вашим личным жизненным и духовным опытом. Можно рассказать о том, какое влияние оказали на вас личность писателя/поэта и его творчество. 7. Можно начать сочинение и со своеобразной переклички с современностью («В наше время, когда… особенно большую роль играет…»). Однако такое введение нередко уводит далеко от темы, либо получается эмоционально невыдержанным, что неизбежно отрицательно сказывается на качестве всей работы. 8. Полемическое введение в форме примерно такого фрагмента: «Пушкин — великий русский поэт», «Лермонтов — замечательный художник», «Гоголь — гениальный сатирик…». Как часто мне приходилось слышать подобные фразы и как они, честно говоря, надоели, потому что ничего не выражают. Вместо живых авторов — памятники, вместо произведений — анализ. Но ведь и в творчестве названных «великих» встречаются произведения слабые, неудачные (особенно ранние, подражательные). Я не отрицаю того, что Пушкин, Лермонтов и Гоголь — гордость нашей литературы, но меня возмущает стремление «выпрямить» их творчество и умолчать о некоторых сторонах жизни. Если уж знать — то все! Думаете, я буду после этого меньше любить того же Пушкина? Неправда! Наоборот, я пойму его глубже, полюблю еще больше — такого, какой он был — и с достоинствами, и с недостатками. И все же каждого писателя оценивают не по неудачам, а по тем вершинам, которых он достиг в творчестве. У…, например, такой вершиной является… На нем я и хочу остановиться подробнее. 9. Наконец, если вы совсем растеряны, все забыли (поверьте — так только кажется) — излейте на бумагу «поток сознания», т. е. пишите о том, где вы, что видите вокруг, зачем вы здесь, о своих ощущениях, словом, о чем сочтете нужным. Незаметно вы втянетесь в работу и уверенность в своих силах вернется. Примерный образец: Сегодня… (такое-то число, месяц, год). Большая аудитория. Знакомых почти не видно, в основном, ребята, которых я не знаю. У меня последний экзамен, которого я. честно говоря, больше всего боюсь. — сочинение. Вроде бы готовилась (-лся), но все равно страшно. Шпаргалку сделал(-а). но вряд ли вытащу — боюсь еще больше. Руки немножко дрожат, тоже, должно быть, от волнения. Дома мама, наверное, с ума сходит. Ну ладно, хватит ныть — этим делу не поможешь, только время потеряешь. Возьму-ка лучше себя в руки. Так, четыре темы… какая из них моя? Ага, вот эта. Попробуем… 10. Разумеется, возможны (и даже неизбежны) комбинированные (смешанные) варианты введений — историческое с элементами биографического, аналитическое с лирическим и т. д. Есть учителя-словесники, которые сразу предостерегают: «Ваши экзерсисы никому не нужны – читайте критику!» Тем самым, они убивают любую возможность для школьников высказываться от первого лица. Редко кто даёт им «добро» на свободу самовыражения. Да им и не всегда есть, что сказать, если честно признаться… При всем личностном характере сочинений местоимение «я» лучше употреблять умеренно, чтобы в результате не оказалось: «я» слышится на каждом шагу, а рассуждения в сочинении не блещут особым своеобразием. Нужно предостеречь и от такой ошибки: формулировка «Мой…» подразумевает, что если вы активно не принимаете этого автора, то и не имеете морального права писать о нем, как о своем. Это не относится к похожим, но не так ориентированным темам, например, «Мое восприятие творчества…» С другой стороны — следует, по возможности, избегать выражений, подобных следующему: «Это моя точка зрения, хотя вполне возможно, я ошибаюсь». Ваша позиция не может быть оценена как «правильная» или «неправильная», — любой человек тем и интересен, что судит по-своему, субъективно, в чем-то даже предвзято и пристрастно, но в этом он и проявляет себя как уникальная, неповторимая личность. Помните слова русского философа Л. Шестова: «Истины нет; остается предположить, что истина находится в изменчивых человеческих вкусах». Единственным требованием является то, что ваша мысль и чувство должны быть убедительны. Не стоит брать эту тему, если ничего своего, особенного вы не можете сказать об этом авторе или произведении. Излишняя фамильярность тоже ни к нему. Абитуриенту порой кажется мало единственного упоминания имени и отчества писателя (поэта) и он делает подобные упоминания частными и оттого назойливыми, раздражающими. Впечатление создается такое, будто вы, как Хлестаков, «с Пушкиным на дружеской ноге», совсем «по-домашнему». А между тем сочинение от частных назывательных форм не выиграет — скорее, проиграет. Кроме того, до сих пор еще широко бытует мнение, что литературные герои делятся на главных и второстепенных, на положительных и отрицательных, — словно и не было чеховских новаций в этой области. Конечно, такое деление более чем условно. Мир литературных героев огромен и разнообразен. Герой — это, прежде всего, личность, всегда сложная и противоречивая, но узнаваемая (иначе, почему мы спорим об Онегине или Печорине, хотя их никогда не было в природе?) В ней, говоря словами Пушкина, «2, 3, 10 характеров», следовательно — такой человек не может быть только хорошим или только плохим, он — разный. Это нужно иметь в виду и учитывать при работе над сочинением. Серьезный недостаток многих работ — подмен анализа пересказом текста, как это выглядит, например, в небольшом отрывке, взятом из сочинения «Какие литературные герои мне нравятся»: Андрей Болконский БЫЛ непохож на других. Он БЫЛ скромный, спокойный. Он БЫЛ женат, его жена БЫЛА полная противоположность ему. С ним БЫЛИ связаны следующие персонажи: Пьер Безухов, Наташа Ростова. Наташе Ростова БЫЛА хрупкая женщина, она БЫЛА очень молода, ей БЫЛА возможность познать все прелести жизни. Наташа Ростова БЫЛА влюблена в Андрея Болконского, так как он тоже БЫЛ молод, красив собой и БЫЛ не такой, как все. Пересказ, как вы, думается, убедились, довольно беспомощный. В нем нагляднее всего демонстрируют бедность словарного запаса ПОВТОРЫ. Приведем еще несколько примеров: Для того, чтобы получить деньги на ОБРАЗОВАНИЕ, он сам зарабатывает себе на ОБРАЗОВАНИЕ, хотя деньги на ОБРАЗОВАНИЕ мог взять у родителей; Герой — это обширное понятие, ГЕРОИ бывают разные, мы называем ГЕРОЯМИ тех. кто что-то особенное сделал. Есть люди, которые для нас ГЕРОИ, мы их считаем своими ГЕРОЯМИ, они только для нас ГЕРОИ, ГЕРОИ нашего времени. Немало неточностей в пересказе содержания текста. Остановимся на конкретном примере. В сочинении, посвященном творчеству Некрасова, читаем следующее: «Кажется, в стихотворении «Элегия» Некрасов говорит о том, что страдания народа — это старая тема и поэзия должна ее забыть. Но я с этим не согласна…» Настораживает уже это самое «кажется». В сочинении не должно быть никакой неопределенности и выражений типа «где-то», «какой-то», «не помню». В рассматриваемом фрагменте внешне все верно. И все же «Элегия» Некрасова процитирована произвольно, не до конца: «Пускай нам говорит изменчивая мода. Что тема старая — страдания народа, И что поэзия забыть ее должна…» Обрывая цитату таким образом, автор сочинения высказывает далее свое несогласие с позицией Некрасова. Но дело в том, что это не позиция Некрасова, а ее прямое искажение. Поэт вовсе не был склонен следовать «изменчивой моде» и считать тему страданий народа устаревшей. «Не верьте, юноши, — не стареет она!» — так логически закончена мысль Некрасова. В сочинении, о котором идет речь, она не закончена. Кто бы спорил, что сравнивать – занятие крайне неблагодарное, особенно если речь идет о сравнении двух знакомых тебе людей и не в пользу одного из них. Да еще если это женщины, что тогда?! Представить несложно: обиды, трения, выяснение отношений. Вместе с тем, если почувствовать вкус к сравнению, то потом, как говорится, за уши не оттащишь. Оно расширяет наш кругозор и прививает навыки аналитического мышления, что может пригодиться по жизни всегда. Что касается тем сравнительно-сопоставительных, то сравнение можно построить разными способами: — сначала выявить общее, потом различное в судьбах героев; так, например, Грибоедов и Пушкин изображают различные пути, которые выбрала дворянская молодежь накануне декабристского восстания. Чацкого и Онегина ОБЪЕДИНЯЕТ: время, в которое они живут; происхождение и социальное положение; критическое отношение к действительности и к светскому обществу в частности; отсутствие карьеризма; природный ум, острая наблюдательность и. т. д. Но очевидны и РАЗЛИЧИЯ: в то время как Чацкий страстно обличает существующие порядки, «беспощадно бранит свой век», готов к решительным, активным действиям ради реализации своей положительной программы, независим в суждениях, то Онегин лишь со скукой взирает на жизнь. У пушкинского героя трезвый, но уже «охлажденный» ум. Онегин также не лишен некоторых сословных предрассудков: он принимает вызов Ленского и убивает вчерашнего друга на дуэли — ему не все равно, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна». В выводе отмечается, что если Чацкий — передовой человек своего времени, то Онегин, по определению А. И. Герцена, человек, «не желающий делать зло и бессильный делать добро». — сначала рассказать все об одной из сравниваемых частей, а потом — по тем же пунктам — о другой, обобщить; — вести сравнение параллельно, например: «Чацкого возмущает положение дел на родине, Онегин хандрит, Рудин становится безвольным человеком, Печорин ищет смерти, а Базаров вдается в нигилизм, надев маску «все отрицающего». Очень важно уяснить принцип сопоставления: по сходству (явлений, персонажей, произведений и проч.) или по контрасту. Сравнивать необходимо именно главные, существенные признаки, а не частности. Разумеется, уместно пользоваться расхожими сравнительными оборотами типа: «если…то…», «как… так…», «насколько… настолько…», «в то время как…» Мало кто из авторов школьных сочинений может с гордостью сказать: «Язык мой – друг мой». Горький парадокс наших дней: иностранному языку начинают учить едва ли не раньше, чем родному. И что в итоге? Космополитизм, да и только! «Раскусить» неграмотность своего подопечного для опытного педагога большого труда не составляет. Важно избегать словесных ШТАМПОВ: «Тихон — ярко выраженный подчиненный сын», «Татьяна мечтала о человеке, который бы ВНЕС В ЕЕ ЖИЗНЬ СОДЕРЖАНИЕ», «в его лирике ИМЕЮТ МЕСТО стихи», «герои Некрасова имеют ВЫСОКИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» и др. Недопустимо частое употребление слов типа «восхитительный», «гениальный» и проч. Не подтвержденные реальными положениями, эти слова и фразы с ними (как бы красиво они не звучали) «повисают в воздухе», остаются пустым звуком в общем контексте, ничего не говорят ни уму, ни сердцу, особенно в том случае, если сам пишущий не всегда понимает их смысл. Спросите у написавшего фразу: «Куприн хорошо отражает СУЩНОСТЬ БЫТИЯ» — что это значит? Можете быть уверены — он едва ли вразумительно ответит вам. Подлинным «бичом» школьных сочинений с полным основанием считаются РЕЧЕВЫЕ, ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ошибки. Среди них выделим несколько условных групп: Перейдем к ошибкам ГРАММАТИЧЕСКИМ, связанным с нарушениями норм слово- и формообразования, синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Их также немало: Хотелось бы еще заострить внимание на вопросе об очевидных описках и недописках в сочинениях типа «обвиНЕНЕние», «Пети Трофима», «в каков тяжелом положении», «нашла ответ на свой ОТВЕТ», «в своих расскаЗОВ», «ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ герой», «сТвет» (свет), «слезу» (слежу) и. т, д. Описки очевидны и для проверяющего, и для допустившего их. Однако подобные нелепые недочеты тоже подпадают под разряд ошибок (хотя и негрубых), ибо, во-первых, могут свидетельствовать о том, что сочинение списано. Как вам, допустим, понравится работа юноши, где он говорит о себе в женском роде? С другой стороны, эти ляпсусы дают повод предполагать возможные психические отклонения у абитуриента в начальной стадии, что не столь забавно или невероятно в наш век массовых стрессов и психозов. «Записывайте точнее! Нет ничего не важного!» — умоляла М. Цветаева еще в 1912-м году. Может, стоит прислушаться к ее словам? Продолжая цикл статей о школьных сочинениях, остановимся еще на одной немаловажной их составляющей. Чтобы избежать пересказа, некоторые начинают злоупотреблять цитатами. Это — другая крайность. Помните — цитировать необходимо только точно, а при обширной цитации легко ошибиться — память не бывает безупречной. Следовательно — старайтесь ЦИТИРОВАТЬ УМЕРЕННО, в количестве, не превышающем объема ваших собственных суждений, Если выходит наоборот, то, во-первых, вы вроде бы уже и теряете «авторские права» на сочинение, а во-вторых, подозрительно обширная цитата может навести на мысль, что она списана, а не приведена по памяти. Цитата призвана дополнить вашу мысль, а не повторить ее в несколько иной форме. Например, нелепо писать: «Чацкий говорит, что он рад бы служить, но ему прислуживаться тошно» и цитировать ту же фразу Чацкого: «Служить бы рад — прислуживаться тошно». Цитирование текста — это искусство. Существуют вполне внятные и определенные правила цитирования. Обратимся к ним. а) традиционно — «столбиком» (или «лесенкой»), без кавычек после двоеточия и лучше без всяких переносов (незачем из Пушкина делать Маяковского), и «выездов» на поля; б) сплошным текстом — как прозу. В этом случае перед цитатой ставится двоеточие, открываются кавычки и каждая стихотворная строка начинается с заглавной буквы (в том случае, если и у автора в стихотворении строчки начинаются с нее). Например: «Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья».Здесь, как в оформлении прозаической речи, естественны переносы. Цитирование допускается в разных объемах: от одной строки до четверостишия. В том случае, если цитата приводится не полностью, используется знак многоточия — в начале, середине, либо в конце, в зависимости от того, какой фрагмент текста выпускается. Начальное многоточие предполагает после себя маленькую букву (если это не начало нового предложения) Когда сочинение обнаруживает незнание (или поверхностное знание) пишущим текста произведения, «вылезают» многочисленные фактические ошибки. Случается, что неверно называют имена и фамилии. Здесь «достается» и авторам и их героям: АНДРЕЙ Чацкий, МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ Достоевский, доктор ВЕНЕР, ГРУШИНСКИЙ, ТУРГЕНЬЕВ, Анна ШЕРДЕР. Писателя (поэта) из XIX века смело «переселяют» в наше столетие. Так, в разных сочинениях, но одинаково поименованы «известными советскими писателями» Лермонтов, Гоголь и Салтыков-Щедрин, а Л. Н. Толстой и вовсе назван писателем «конца XVIII века». Возможны искажения в названиях произведений: так, первая строчка стихотворения М. Цветаевой «Идешь, на меня похожий…» выглядит как «Идешь стороной, прохожий…», а название заключительной части поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — «Пир на весь мир» переделано в заголовок одной из «маленьких трагедий» Пушкина — «Пир во время чумы». Довольно распространены «жанровые» ошибки: «Герой нашего времени» рассматривается как повесть, «Мертвые души» — как роман, «Евгений Онегин» — как поэма и т. д. Авторство произведений одних авторов может с легкостью приписываться другим: «В жестокий век восславил я свободу» — это, оказывается, Лермонтов; «Восстань, пророк, и виждь, и внемли» — Некрасов. Мы с удивлением узнаем, что он же написал «очерки о трагичности бедняков» (?) и «Записки охотника». Пушкин, в свою очередь, объявляется автором многих русских народных (!) сказок, «Бородина» и стихотворения «Прощай, немытая Россия…» Часто фактические ошибки касаются вопросов истории России. Автор одного сочинения утверждает, например, что «в 1830-м году Русь была освобождена от гнета царя, дворян, и крепостной самодержавный строй рухнул под тяжестью декабристского движения, а Пушкин в период революции написал большое количество стихов, поэм и сказок». Даже не ясно, с какого «потолка» это взято. Встречаются неточности в изложении фактов биографии кого-либо из художников: «Пушкин с отличием закончил гимназию» (сразу двойная ошибка), «Лермонтов писал только о родине» «За свою вольнолюбивую лирику Пушкин был сослан в Сибирь», «Грибоедов писал «Горе от ума» после первой мировой войны» и др. Единственно верный путь исправления фактических ошибок — еще раз перечитать книгу, в изложении содержания которой вы затруднились, только не бездумно, на скорую руку, а основательно. Тогда можно двигаться дальше. Специалисты в области ораторского искусства, бизнес-тренеры, модные ныне коучи, психологи и люди подобных профессий прекрасно осведомлены о т.н. «эффекте края». Согласно ему, в публичном выступлении (равно как и, замечу в скобках, в письменной работе) особенно запоминаются начало и конец. Возьмешь, что называется, быка за рога, завоюешь аудиторию – и почти сразу же почувствуешь огромное облегчение. Что греха таить – сам, когда доводится быть членом или даже председателем жюри какой-либо научно-практической конференции школьников, будучи лишенным возможности прочесть всю представленную к презентации работу, вынужден её, что называется, «дегустировать», смотреть в начало и конец, пробегать глазами список литературы. Ну, и, конечно, смотреть на презентацию, хотя там только «выжимки» всей работы, самое общей представление о ней. Итак, речь о заключительной части сочинения. Здесь, конечно же, обязательны его сжато сформулированные выводы. Помните о формуле, согласно которой введение и заключение в совокупности составляют около 1/3 от общего объема всей работы. А если вся работа – это приблизительно 5-6 рукописных страниц тетрадного текста, следовательно, само по себе заключение по объему будет не более полстраницы. Всего. Или целых. Это уж для кого как. Впрочем, одних выводов явно недостаточно, их тоже полезно связать с современностью или рассказать о том, как изменилась ваша жизнь после знакомства с творчеством… (подставляем конкретное имя в зависимости от темы). Ведь бывает же, что прочитанная книга, прослушанная песня, случайно брошенный взгляд или встреча способны произвести в нашей душе настоящий катарсис, переворот, вызвать бурю эмоций. Так почему бы не поделиться всем этим с другими? Прочтут и молча скажут «спасибо». А кому-то, глядишь, и самому на практике пригодится. Главная сложность, с которой сталкиваются многие поколения старшеклассников, — как быть, если всё уже сказано и к нему добавить нечего? Неправда! Есть такое искусство – повторить, не повторяясь. А основной способ – вспомнить о синонимии родного языка и применить её на практике. Только, конечно, не чисто механически. Перенося части вашего сочинения на чистовик, помните о следующих важных «мелочах»: работа в целом должна иметь привлекательный вид, с соблюдением полей, без крупных помарок и сокращений. Главное требование к почерку — разборчивость. Девушкам, конечно, в этом смысле проще – они и так по природе старательны, и пишут – одно загляденье! Каллиграфия, и только! Юношам, скорей всего, придется помучиться. Все цифры (кроме латинских) пишутся прописью. Что ж, данный цикл можно считать, в целом, законченным. Всем – успешной работы, вдохновения и деловитости одновременно. «Как так?» — недоуменно спросит кто-нибудь. Именно так! Только тогда, когда бушующие эмоции удается обуздать, направить в нужное русло с помощью ума и рассудка, — получается нечто толковое и талантливое. Да, еще одна реплика вдогон: заканчиваете, но не говорите об этом! Оставьте хотя бы что-то интригующим, но не оборванным, загадочным, но не двусмысленным. Так, чтобы из вашей работы было неохота «выныривать» к прозе будней.
Сочинение… Да нет, пересказ!
- Как стать грамотным?
- Из истории языка
- Русский язык сегодня
- Для родителей
- Выпускникам
- Выбор репетитора
- Дистанционное обучение
- Мысли о языке. И не только…
- Немного о копирайтинге
- О дисграфии
- Как выступать публично
- Дела учительские
- Воспоминания о школе
- Памятные даты
- Рецензии на экранизации классики
- Литература
- Студентам
- Русский язык как иностранный
- Полезная информация
- Социальные сети
- Отзывы, рецензии
- Изобразительное искусство
- Педагогика
- Литературные места