Стать грамотным

Как писать сочинение в формате ОГЭ (ГИА)

Май 24, 2017 / Выпускникам / Комментарии: 0

Сочинение в формате ОГЭСочинение в формате ОГЭ пишется только на основе предложенного текста. Работа должна соответствовать поставленным в задании требованиям, не быть пересказом исходного текста или его переписыванием без комментариев. Сочинение по структуре должно представлять собой типичное рассуждение, объем которого составляет не менее 70 слов.

Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему

Работа требует раскрытия смысла отражающих языковые явления из области грамматики или лексики русского языка высказываний филологов, писателей. Стиль сочинения – научный или публицистический.

После внимательного чтения цитаты необходимо вдуматься в смысл, понять ее. Найти в ней ключевые слова, имеющие непосредственное отношение к лингвистическим явлениям. (Стоит сосредоточить внимание на грамматической основе). Это поможет правильно определить, какие языковые средства нужно будет найти в прочитанном тексте.

  1. В начале сочинения формулируется тезис (основная мысль). Он может представлять собой готовую цитату или собственное суждение, объясняющее ключевые слова высказывания. Затем добавляется небольшое рассуждение, в котором должен раскрываться смысл сформулированного тезиса. Недостаточно только процитировать слова автора. Необходимо кратко и на теоретическом уровне объяснить собственное понимание смысла данного утверждения.

2 баллами (критерий С1К1) оценивается комментарий при отсутствии в нем связанных с пониманием обозначенного тезиса фактических ошибок, при 1 фактической ошибке – 1 баллом. Рассуждение, построенное не на теоретическом уровне, не имеющее связи с заданием, отсутствие доказательства заявленного тезиса, наличие в комментарии более 1 фактической ошибки не оценивается баллами.

Точно и экономно передать необходимую информацию помогают стандартные языковые конструкции. Главное, чтобы используемые при написании работы речевые клише соответствовали логике авторской мысли, а не слова автора подгонялись под известные шаблонные фразы. (Применять подобные конструкции вовсе не обязательно). Например, во вступлении можно воспользоваться следующими типовыми фразами: «… утверждает, что…», « В высказывании … говорится о том, что…», «Нельзя не согласиться со словами…», «Постараемся разобраться в смысле высказывания… (или) доказать мысль автора примерами» и т.д.

  1. 2 доказательства тезиса нужно представить во 2 и 3 абзацах сочинения. Аргументы должны подтверждать истинность тезиса, быть одинаковыми по построению. Здесь применяются цитаты из прочитанного текста (необходимо умело ими воспользоваться) или ссылки на номера соответствующих предложений. Приводя примеры, следует объяснять роль конкретных лингвистических явлений на основе исходного текста, таким образом демонстрируя свое понимание его содержания.

В основной части также можно употребить стандартные конструкции: « Указанное языковое явление можно проиллюстрировать на примере предложения…», «В качестве примера рассмотрим предложение…», «Подтверждая сказанное, обратимся к предложению…» и т.д. В измененные при необходимости готовые речевые формулы требуется грамотно включить информацию из текста.

От наличия приведенных в доказательство правильных примеров зависит оценка работы по критерию С1К2. Высший балл (3) получает сочинение, в котором тезис верно проиллюстрирован 2 аргументами из текста. Наличие 2 аргументов без указания их роли в тексте или в случае указания роли только одного из них, наличие одного, подкрепленного примером из текста доказательства оценивается 2 баллами. Аргументация тезиса примером без указания роли в тексте – 1 балл.

  1. В заключении утверждаем важность, актуальность высказывания (тезиса), выражаем согласие с автором. Здесь будут уместны конструкции: «Примерами из текста мы доказали, что…», «В результате размышлений мы пришли к выводу, что…». Стандартные фразы можно начинать вводными словами «итак», «таким образом», «значит».

Задание 15.2 Сочинение по фрагменту из текста

Главная задача при написании сочинения – объяснить смысл указанного фрагмента, показать, как данная цитата понята. Обычно в приведенных для анализа словах заключается основная мысль исходного текста.

  1. В качестве тезиса следует грамотно применить готовую цитату или своими словами изложить ее основную мысль. В комментарии к тезису можно ответить на вопрос, почему именно эта фраза выбрана, можно также указать на проблему, поставленную автором, способ ее раскрытия, отметить качества персонажей текста. Важно упомянуть о личном отношении к тому, что отмечено в тезисе, желательно указать имя автора.

Для вступления подойдут такие речевые клише: «Текст заканчивается словами…», « В предложенном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в том, что…», «Данные слова из текста говорят о том, что…» и т.д. Использование вводных конструкций: «по-моему», «я считаю (думаю)», «мне кажется» — тоже не будет лишним.

Если содержание фрагмента текста объяснено правильно, ошибок в интерпретации цитаты нет, данная часть сочинения оценивается 2 баллами (критерий С2К1). При верном объяснении содержания фрагмента с 1 ошибкой в интерпретации1 баллом.  Неправильное толкование смысла указанной цитаты, отсутствие объяснения, наличие 2 и более ошибок, связанных с интерпретацией, — 0 баллов.

  1. В основной части 2 примерами из текста доказывается тезис. Необходимо выбрать эпизоды, наиболее полно и ярко отражающие основную мысль, обстоятельно и грамотно их прокомментировать. Приводимые аргументы обязательно должны соответствовать заявленному тезису, точно иллюстрировать мнение о смысле цитаты.

Логично перейти к аргументам помогут вводные слова «во-первых», «во-вторых». Грамотному изложению мыслей способствуют типовые конструкции: «Докажем это на примере … предложения из текста», «Это можно подтвердить … предложением…» и другие.

Аргументация 2 примерами из текста, верно объясняющими содержание цитаты, оценивается 3 баллами, 1 соответствующим содержанию примером2 баллами, доказательства, приведенные не из прочитанного текста, — 1 баллом. Отсутствие аргументов или приведенная в качестве примера исходная цитата (ее часть) не оцениваются баллами.

  1. В заключительной части должен содержаться вывод, возвращающий к основной мысли сочинения. Можно переформулировать тезис и начать завершающую часть работы словами «таким образом», «итак», «… приходим к выводу (можно сделать вывод), что…».

Задание 15.3 Сочинение на морально-этическую тему

Работа должна представлять собой размышление над смыслом актуальных жизненных понятий. Что такое доброта, любовь, материнская любовь, дружба, взаимовыручка, счастье, внутренний мир человека, сила духа, нравственный выбор, жизненные ценности, настоящее искусство, драгоценные книги? Ответ на один из этих вопросов необходимо дать в сочинении.

  1. Во вступлении формулируется тезис, отражающий собственное понимание предложенного заданием понятия. Давая определение данному явлению, можно указать синонимы к нему, перечислить его основные признаки, отметить качества характера и поступки людей, в которых проявляется это понятие.

Можно начать сочинение с вопроса, за которым последует комментируемый ответ на него. Можно построить небольшое рассуждение об актуальности понятия, коротко прокомментировать высказывание на эту тему авторитетных личностей.

Если в работе (в любой из ее частей) дано объяснение заданному понятию, имеются комментарии к нему, сочинение по критерию С3К1 оценивается 2 баллами. Толкование без комментария1 баллом, неправильное объяснение понятия и его отсутствие – 0 баллов.

  1. Для аргументации берутся по 1 примеру из текста и жизненного опыта (истории из личной жизни или жизни друзей и знакомых, подходящий пример из прочитанной книги или просмотренного фильма). Привести аргумент из текста можно с помощью цитирования, изложив информацию собственными словами, а также воспользовавшись ссылкой на конкретное предложение в тексте.

Связно и грамотно передать мысли при аргументации помогут готовые фразы: «Чтобы доказать …, приведу пример из личного опыта», « Подтверждая это, автор пишет, что ….», «Размышление над …,  могу подтвердить примером из жизни…» и т.д. Следует избегать не имеющей отношения к теме информации, простого пересказа содержания.

  1. В выводе подтверждается правильность и доказанность тезиса. Заключение должно «перекликаться» с предыдущими частями сочинения. В нем тоже уместно применить речевые сигналы (вводные слова), помогающие логично завершить работу.

Оценка сочинения ОГЭ

Общая оценка за содержательную часть работы складывается с учетом 4 критериев. Наибольшее количество баллов – 9. Оценки по критериям 1, 2 рассмотрены выше.

Связная, целостная по смыслу работа, в которой мысли изложены последовательно, отсутствуют логические ошибки, нет нарушения абзацного членения, в соответствии с критерием С123К3 оценивается 2 баллами; при 1 логической ошибке и (или) 1 нарушении членения текста на абзацы – 1 баллом.

Согласно критерию С123К4, работа получает 2 балла, если характеризуется точностью и завершенностью композиции, в ней отсутствуют ошибки в построении. 1 ошибка в построении текста сочинения – 1 балл. Сочинение с превышающим указанные нормы количеством ошибок по критериям С123К3 и С123К4 не оценивается баллами.

Оценка речевой, орфографической и пунктуационной грамотности, фактической точности речи складывается по результатам двух письменных работ (изложения и сочинения).


Обязательно прочитайте:

Как писать сжатое изложение на ОГЭ по русскому языку?

Как писать сочинение на лингвистическую тему. Видеоуроки.

Коллекция готовых сочинений

Комментарии закрыты.