Какого учителя ждет современная школа?
Помните (обращаюсь в данном случае к тем посетителям сайта, что постарше и родом из советских времён), как в не столь уж далекие годы существовал такой зрительный стереотип – неважно одетый, измазанный мелом школьный учитель, с толстым портфелем в руках, немного занудный, но бесконечно преданный своему делу.
Современные школьники над этим, пожалуй, только посмеются. Учитель в современной школе другой… Школа сейчас – «бабье царство», а педагогические институты выпускают из своих стен таких б…., что умопомрачительными прическами и юбками, когда «из-под пятницы суббота видна», те дадут фору в сто очков любому ветерану педагогического труда. Стыда и стеснения никакого, как лишены они и многих «милых» интеллигентских комплексов – совестливости, чувства чести и достоинства, верности долгу.
Да и приходят работать по специальности преимущественно «троечники». Отличники и «краснодипломники» — о тех особый разговор. Они (не без оснований) мнят себя «птицами высокого полета», у них амбиций выше крыши, пока им состоявшиеся профессионалы не подрежут крылья и не вернут тем самым на грешную землю. Впрочем, социологи, опираясь на результаты проведенных исследований, утверждают: именно «троечники» правят миром, Именно из них, практичных и прагматичных, вырастают отличные управленцы, экономисты, маркетологи, политики. Их ум – именно практический, а интеллект им ни к чему. Имеется – хорошо, нет – обойдутся.
А что же со школой? При всех преобразованиях и реформах, которым не видно конца, школа остается во многом казенной, дающей стандартное образование за государственный счет. Не оттого ли наши собственные дети пропитываются к ней откровенной неприязнью еще задолго до старших классов, начиная прогуливать – кто умеренно, а кто злостно? А кто по ту сторону парты? Каков он – учитель в современной школе и, что еще важнее, каким нам бы хотелось его видеть?
Во-первых, психологически уравновешенным. Этим, к сожалению, сегодня мало кто может похвастаться. Мы с трудом сдерживаемся на работе, а дома «распускаемся», срываемся на близких. Коллеги, вспомните себя в молодые годы (апеллирую преимущественно к женской аудитории Сети): ну, разве не было такого, что, будучи не в состоянии унять шум в классе, молоденькая учительница громко хлопала ладонью по своему столу и тонко, по слогам, кричала: «Ти-ши-на!» Всё от недостатка опыта, конечно. Проходит время, нам становится стыдно и неловко за такое поведение. Да, дети – хорошие провокаторы, только нам ли поддаваться на эти провокации? Покажем только, как нас легко вывести из себя, как мы беспомощны уладить все проблемы вербальным способом.
Во-вторых, современному учителю подобает быть контактным, общительным и открытым к диалогу с учениками. Не «строить» их по указке, не стоять над ними с этой же самой указкой как с перстом указующим – усадить и пригласить к разговору. В конце концов, показать, что ты недоволен, можно и нужно исключительно с помощью интонации. Как говорится, «имеющий уши, да слышит». И портить отношения с педагогом, от которого кое-что еще зависит, вряд ли кому-то захочется. «Шкурный» интерес со счетов не сбросишь и от него не отмахнешься.
В-третьих, при диалоге и общении не бояться самых острых вопросов, не уходить от них. Ставить юнцов и отроковиц на место стоит лишь при беспардонных попытках перевести разговор на вашу личную жизнь. Хотя и здесь не без исключений – учитель школы и преподаватель вуза – публичные люди, они не вполне принадлежат сами себе. Например, пройти по центральной улице города (особенно небольшого, провинциального) с бутылкой пива и сигаретой в зубах – для репутации педагога смерти подобно. И это даже не панибратство, не утверждение такого стиля поведения, что, дескать, смотрите – я такой же, как вы, это просто запредельно. А выкладывание откровенных фотографий в социальные сети?! Давайте все же соблюдать пресловутую субординацию. Достаточно того, что уже в семьях мать для дочери – подруга, с которой можно (ли?) запанибрата.
В-четвертых, современная школа ждет мужчин! Ведь мужчина в современной школе – существо «ископаемое», вымирающее. В лучшем случае – это директор и физрук, да и то далеко не факт. Почему мужчины не держатся в школе? Да потому что боятся. Низкая зарплата и женский коллектив – это отговорки, словесная «пурга». Вышел ты перед десятками любопытных глаз, которые все устремлены на тебя и ждут – что скажешь, как себя обнаружишь? И некоторые сразу про себя: провалиться бы мне на этом месте! А ведь мужчины, сильные, защитники! Нет, не каждому из них дано стоять за учительским столом! Когда-то в народе говорили: тяму нет.
В-пятых, современный учитель на то он и современный, что вынужден быть технически «подкованным» и на «ты» с его Величеством Компьютером или с личным ноутбуком. Нам приходится принимать правила игры, навязываемые Министерством образования и самим временем. Эпоха же рафинированных эстетов стремительно уходит. Они и сами остро чувствуют свою обреченность и невостребованность, и рады бы измениться, но не могут органически. Жаль, но это так.
Наконец, в-шестых, никто не отменяет того простого правила, что современный учитель должен быть знающим, мастером своего дела. Ведь на «вшивость» его начнут проверять с первых же уроков. К этому непременно следует присовокупить хотя бы минимум педагогического образования. Как-то наш уважаемый премьер Д.А.Медведев предложил смелее пополнять ряды российского учительства людьми без оного. Ну, что на это скажешь? Дмитрий Анатольевич, может быть, хватит дилетантизма и кухарок, управляющих государством?
Итак, каким я вижу современного учителя? Его средний возраст – от тридцати до сорока. Самый расцвет душевных и физических сил. Он коммуникабелен, но не до развязности, не застегнут на все пуговицы, но умеет держать дистанцию. Он оставляет все проблемы на работе. Ему хватает времени и на себя. Он четко разделяет личное и общественное. Он легок на подъем и в то же время избирателен. Он остроумен и слегка циник. Кто-нибудь узнал себя? Значит, дочитали статью до конца и написана она не зря.
Да, главная проблема современной школы — нехватка таких вот учителей, в «расцвете душевных и физических сил»…
«…будучи не в состоянии унять шум в классе, молоденькая учительница громко хлопала ладонью по своему столу и тонко, по слогам, кричала: «Ти-ши-на!» — Было, ещё как было))
А по моему, если современная школа и ждет мужчин-учителей, так только в рясах и с Евангелием под мышкой.
К сожалению есть такое, сейчас учителя совсем не те, что раньше, сын учится в 8 классе, до сих пор я только бегаю в школу, ни один учитель не проявил интереса и содействия к ученикам, даже классный руководитель как-то автоматически «ведет» класс, видно, что ей абсолютно всё равно…
А что такое школа, которая кого-то ждет? Это ученики! Сомневаюсь, что нынешнее поколение так уж жаждет знаний.
Наверное самое важное в наше время, быть психологически уравновешенным. Быть немножко психологом и стать не просто «училкой», а человеком которого уважают ученики. А это довольно трудная задача….
Я как раз из тех, кто получил настоящее советское педагогическое образование. И я в ужасе оттого, кого выпускают современные вузы. Да еще и дипломы с отличием всем подряд выдают. (((
Допустим, действительно будут приходить работать в школу люди от 30 до 40, но откуда они возьмут опыт? Если до этого ни в одной школе не работали? Сразу с опытом никто не приходит… Все мы когда-то были неопытными. Опыт приходит со временем, и настоящий учитель рождается из студентов, которым по 21-23, не сразу, но чудо со временем происходит. Я сама учусь в Педагогическом университете, после вашей статьи, я себя уже чувствую недостойной этого звания. У меня даже какой-то комплекс появился. Раньше сомневалась, а теперь уверена, что не мое. Возможно, вы спасли детей, кто знает какой из меня бы вышел учитель. Я не могу взять на себя такую ответственность, потому что меня саму учили безграмотные учителя. Не дали нужную базу знаний. Учитель — это призвание, если его нет, лучше не становиться учителем.
Я полагаю, что не так важна гендерная принадлежность учителя, как его профессиональные качества: владение предметом, ученической аудиторией и способность заинтересовать процессом изучения своей дисциплины!
Абсурд какой-то написан, честное слово. «Школа сейчас – «бабье царство», а педагогические институты выпускают из своих стен таких б…., «. Я 2 года назад закончила педагогический университет, и могу сказать, что в короткой юбке и с неподобающей прической ни один преподаватель студента к занятиям не допустит, не говоря уже о практике в школе. У меня много замечательных подруг, талантливых молодых учителей, так вот ни себя, ни их я к «б…» ни причисляю. Не знаю, где уж автор насмотрелся таких экземпляров, сочувствую ему. «Его возраст от 30 до 40 лет» . Чудесно, а остальным куда деваться? После 40 уходить на пенсию? А до 30 не работать? Бред какой-то. Опять же, сначала принижаете современный институт образования, говоря, что » выпускает прости господи кого», а чуть ниже в своей статье критикуете предложение Д.А. Медведева о введении в образовательный процесс людей без педагогического образования, сами себе же противоречите. В общем, одна вода и ни чем не обоснованная критика современного поколения учителей. Неприятный осадок после прочтения, уж извините.
Школа-то, может быть, кого-то и ждет, а вот условий, чтобы туда пошел работать свободный и современный человек нет. Бесправие учителя и произвол руководства и родителей с наглеющими на глазах учениками — вот современная школа. И хоть что можно говорить, а дел-то реальных нет. Одна демагогия и вранье. Очковтирательство и неправда. Учитель — «предоставитель» услуг сейчас, а не государственный человек! Образование стало сферой услуг, как прачечная и автосервис. Чего тогда все от нее хотят?
Почти полностью согласен с Наталиной. Оксана, поверьте мне, бухгалтер — это тоже призвание, и инженер — тоже. Любая профессия — это призвание. Насчёт низкой зарплаты — это не отговорки, а веский аргумент отказа мужчин от работы в школе. С древности сложился стереотип, что мужчина — добытчик (охота на животных), мужчина должен обеспечивать семью. Более того, низкая зарплата является хоть и не единственной, но всё-таки главной причиной неуважения детей к учителю-мужчине. Проще всего и удобнее обвинить во всём учителя, а если взглянуть правда в глаза, то виновата классно-урочная система, которая устарела более ста лет назад и перестала отвечать современным потребностям и требованиям общества. Советую всем почитать труды В. К. Дьяченко о коллективном способе обучения, вот видео есть https://www.youtube.com/watch?v=LIgWvPkiT8k
Статья написана с негативом.Автор забыл указать, что возраст не имеет значения для работы учителем, а только любовь к детям, желание научить и знания. Отрицательное отношение к молодежи, извините, а люди, закончившие вуз куда должны идти? Ждать тридцати? Еще момент, непонятно почему такой почет троечникам? Нельзя вообще по оценкам судить о человеке, есть и троечники, которые выбиваются в люди, есть и которые так и остаются непонятно где и кем, всё зависит от самого человека. И не все отличники-зазнайки, есть такие, которые и знают на 5 и скромны при этом.Так что не поливайте грязью всех подряд. Каждый может обидеться.
Современные учителя таковы, что нужно уже самим родителям, похоже, заниматься обучением детей. Абсолютное несостоятельное учреждение, которое может зарубить потенциал ребёнка на корню и в итоге выпустить ущербного «дятла» у которого напрочь отобьют весь интерес к получению знаний. А потом, когда придёт время, учителя будут требовать пенсию от тех, кто не желает платить налоги благодаря вот такому вот школьному обучению безответственности и нелюбви к старшему поколению. И давайте не сваливать на родителей то, что лежит на плечах учителей. Образованный педагог быстренько посчитает сколько сейчас ребёнок вынужден проводить время в школе и за уроками, и сколько у него останется времени на общение с родителями. Одного выходного мало, чтобы исправить всё то, что ваяют креативные учителя в школах.