Коррекция дисграфии дома
Дети, имеющие стойкие специфические ошибки на письме в обязательном порядке должны обследоваться школьным логопедом и пройти курс коррекционных занятий. В зависимости от тяжести нарушений коррекция дисграфии может осуществляться на базе школьных логопунктов и в классах выравнивания.
После обследования ученика, определения формы дисграфии и анализа его ошибок на письме логопед разрабатывает индивидуальную программу коррекции. Им определяются основные направления работы, подбираются упражнения, которые родители должны ежедневно выполнять с ребенком дома. Логопед подробно объясняет родителям методику проведения занятий, осуществляет контроль процесса исправления нарушений. Полное устранение дисграфии возможно лишь при условии активной помощи родителей своему ребенку.
В ходе коррекционных занятий с ребенком по устранению дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза необходимо решать следующие задачи:
- развивать и закреплять навыки звукового анализа, синтеза;
- определять место букв и звуков в слогах, словах;
- различать и дифференцировать сходные по акустико-артикуляторным характеристикам звуки;
- уточнять и обогащать словарный запас;
- закреплять навыки словоизменения;
- тренировать в грамматическом оформлении предложений;
- развивать высшие психические функции.
Коррекция аграмматической дисграфии заключается в целенаправленном развитии лексико-грамматического строя речи. Ребенка упражняют в узнавании существенных признаков разных частей речи, их изменении по падежам, согласовании в числе и роде. При работе с текстом определяется его основная мысль, последовательность и связанность предложений, смысловая зависимость между ними.
Коррекция акустической дисграфии заключается в развитии фонематического восприятия и фонетического слуха. На занятиях с ребенком дома необходимо выполнять следующие виды упражнений:
- запоминать и повторять ряды звуков, слогов, слов;
- выделять и дифференцировать звуки со сходными акустическими характеристиками;
- анализировать слова по звукам;
- преобразовывать слова способами замены, наращения и отнимания звуков;
- обозначать мягкость согласных на письме посредством дифтонгов, буквы Ь.
Целью коррекционных занятий по устранению оптической дисграфии является формирование правильного зрительного образа букв и слов, различение сходных графических символов. Ребенка необходимо тренировать в различении букв, сходных по начертанию в словах, предложениях и текстах. Если работа по коррекции дисграфии дома будет проводиться под руководством опытного специалиста, регулярно и целенаправленно, — то результаты станут заметны очень скоро и ребенок сможет полностью преодолеть нарушения письменной речи.
Ольга Лавицкая, логопед.
Специально для сайта «Стать грамотным»