Методика создания оригинального текста (сочинения)
«КАК Я БЫЛ ЛАСТИКОМ»:
Теория и практика развития креативной письменной речи
Учебное пособие
Пособие адресовано учащимся старших классов, абитуриентам, студентам-филологам, а также практикующим учителям-словесникам, и имеет целью развитие навыков создания оригинальных письменных текстов. Включает упражнения по развитию творческого мышления, примеры работ, иллюстрирующих суть заданий.
Содержание
(Для перехода к фрагменту, кликните его заголовок)
Глава 1. Общие рекомендации по созданию оригинального текста
1.1. Универсальные этапы и правила
1.2. Трёхчастная структура текста
1.3. Комментирование позиции автора
Глава 2. Алгоритмы создания оригинальных текстов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Написание оригинального текста – труд нелегкий, как правило, сопровождающийся тревожными сомнениями: смогу ли я создать что-то интересное? с чего начать работу? о чем вообще писать? как завершить текст? Пишущий, естественно, хотел бы знать доступные и однозначные ответы на эти животрепещущие вопросы. Но однозначных ответов нет. Существуют лишь различные методики создания креативного письменного текста (сочинения), и каждый волен сам выбрать, какой путь ему больше всего подходит.
Данное пособие предлагает один из таких путей написания сочинения на основе анализа художественного произведения либо же на основе анализа личного жизненного опыта или собственных мыслей по какой-либо актуальной теме.
В первой главе представлены общие рекомендации по созданию оригинального текста: универсальные этапы и правила, структура текста и пр.
Вторая глава посвящена методике создания текстов основных творческих жанров: эссе, этюд, дневник, письмо, ассоциация (визуальная, аудиальная, кинестетическая). Описание каждого жанра снабжено краткими алгоритмами, определяющими порядок действия для достижения нужной цели. Приведены примеры текстов сочинений.
Отличительной особенностью приведенных ниже рекомендаций является их краткость и доступность. Пишущему не придется тратить много времени на изучение теории, при этом он легко может овладеть основами создания письменных текстов, раскрывая свои творческие способности, свою индивидуальность.
ГЛАВА 1.
Общие рекомендации по созданию оригинального текста
1.1. Универсальные этапы и правила
Несмотря на то, что существуют различные пути написания сочинения, и работа над каждым жанром требует своего подхода, все же выделяются некоторые универсальные этапы и правила создания текста, знание которых существенно облегчает творческий процесс.
Этапы:
1. Формулировка / выбор темы;
2. Формулирование главной мысли/проблемы, которую будете доказывать/раскрывать в работе;
3. Обоснование актуальности главной мысли/проблемы;
4. Подбор аргументов, подтверждающих, иллюстрирующих главную мысль/проблему;
5. Определение собственной позиции;
6. Написание черновика по схеме (см. пункт 1.2.«Трехчастная структура текста»).
1.2. Трехчастная структура текста
Известно, что композиция некоторых жанров сочинения, особенно творческих, предполагает свободу (наличие внутренней логики изложения материала, ассоциативных связей между частями, неаргументированность выводов), однако при ближайшем рассмотрении в любом тексте можно выделить (где-то графически, где-то условно, но в любом случае по смыслу) три основные части: вступление, основную часть и заключение.
1.2.1. Вступление
Рассмотрим варианты ВСТУПЛЕНИЙ на примере сочинения на тему «Что такое счастье?» (по произведению бразильского писателя и поэта П. Коэльо «Алхимик»).
1.2.2. Основная часть
В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ следует избегать:
пересказа текста;
изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
Здесь Ваша задача продемонстрировать умение логично, аргументировано излагать мысли. Для этого необходимо сделать следующее:
1. Сформулировать основную мысль / проблему, которую Вы взяли для рассмотрения.
2. Подобрать аргументы или фрагменты текста (если сочинение по художественному произведению), которые подтверждают, по вашему мнению, эту мысль / проблему.
В основной части Вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста или жизни.
Оформлять примеры из художественных текстов в сочинении можно следующими способами:
1) цитировать предложения (если они не очень длинные) или его часть, ставя на месте пропущенных слов многоточие;
2) пересказывать предложения/ фрагменты текста своими словами.
Для связи примеров и основного текста можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту:…
• Подтвердить данный аргумент можно таким примером:…
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере…
• В подтверждение собственных выводов приведу пример и…
• Следующий отрывок … подтверждает мысль о том, что…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ должно быть:
коротким, но ёмким по содержанию,
логически связанным с предыдущим изложением,
не должно противоречить по смыслу рассуждениям из основной части.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог сказанному выше, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
1.3. Комментирование позиции автора художественного произведения
Обычно в сочинениях, создаваемых на основе художественного произведения, отражается позиция автора на рассматриваемую проблему и выражается личное отношение к данной позиции. Мы предлагаем следующие виды комментирования позиции автора: одобрение, осуждение, нейтралитет.
Одобрение: Автор восхищается…; поражается…, удивляется…; словно приглашает вместе с ним полюбоваться/окунуться…; с интересом наблюдает за тем…; любуясь (чем-то), создает словесную картину.
Осуждение: Автор с болью в сердце пишет о том, что…; с горечью говорит о…; у автора вызывает негодование…; автор не может мириться с тем…; с горькой иронией пишет о том…; свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…
Нейтралитет: Автор размышляет о…; словно приглашает читателя к диалогу…; делится своими мыслями, наблюдениями…; ставит перед читателями важную, злободневную проблему…; пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.
ГЛАВА 2.
Алгоритмы создания текстов творческих жанров
2.1. Эссе
Эссе (от латинского exaquim — взвешивание, английского essay и французского essai — очерк, статья, попытка, проба) — жанр, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Специфика эссе:
- В центре внимания эссе может лежать и жизненное явление, и анализ литературной, исторической, эстетической, философской или религиозной проблемы.
- Небольшой объем.
- Свободная композиция (наличие внутренней логики изложения, ассоциативных связей между частями, неаргументированность выводов).
- Отражение личных размышлений, впечатлений, ассоциаций.
- Эмоциональный синтаксис (обилие неполных предложений, многоточий, вопросительных и восклицательных конструкций).
- Афористичность и образность речи.
Этапы написания эссе:
- Обдумывание темы, формулирование главной мысли/проблемы.
- Обоснование актуальности проблемы.
- Размышление над проблемой: личные впечатления, ассоциации, оценки, цитаты, необычные факты, аргументы за и/или против.
- Подведение итога размышлениям: конкретный ответ на поставленный во введении вопрос, предложения, как решить проблему или оставление вопроса/проблемы открытыми.
Примеры эссе:
Что значит любить себя?
Во все времена люди пытались ответить на вечные вопросы: в чем смысл жизни? Как обрести счастье? Что такое любовь. Среди них одним из существенных вопросов является следующий: что значит любить себя?
Часто можно услышать рассуждения подобного рода: любовь к себе – это проявление эгоизма. Не менее редким является утверждение, что любовь к себе – это главное условие любви к другим людям, т.е. не умеющий любить себя человек не сможет с любовью относиться к миру и другим людям. Кто-то понимает любовь к себе как возможность жить полной жизнью, пробовать все возможные удовольствия («ведь живем-то один раз!»), не задумываясь о последствиях. Для кого-то любить себя – значит заботиться о себе: о своем здоровье, внешности, интеллекте, душе – держать все это в гармоничном состоянии. Любой вид агрессии по отношению к себе в данном случае будет пониматься как проявление нелюбви к себе: физическое или моральное самобичевание, разрушение тела вредными привычками и пр.
На мой взгляд, любовь к себе не следует путать с эгоизмом. Эгоизм – слепое, совершенно не обоснованное поклонение себе самому, пустое самодовольство. Это путь разрушения, хотя временами он и будет казаться приятным. Любовь к себе – это созидательная дорога, это осознание себя и всех людей уникальными личностями, это большая работа над собой. Беречь себя от физического и психологического негатива, заниматься развитием своих способностей, учиться понимать себя, свои потребности, стремиться видеть только хорошее в людях и ситуациях…Любовь к себе подобна процессу ухода за растением – если мы поливаем его, удобряем землю, посылаем ему самые светлые мысли – он вырастет здоровым и сильным.
Как бы то ни было, любовь к себе всегда означает постановку себя в центр мира. Не случайно, мудрые говорят: «Твоя жизнь начинается с тебя самого». Но что человек будет делать в этом центре мира – созидать или разрушать себя – зависит только от него.
2.2. Этюд
Этюд – небольшое по объему произведение, посвященное частному вопросу.
Сочинение-этюд – это НАБРОСОК, описание того, что Вы видите, рассуждение по увиденному.
Специфика этюда:
- Описательность.
- Отсутствие сюжета.
- Небольшой объем.
- Обилие определений.
Этапы написания сочинения-этюда:
- Обдумывание темы.
- Описание увиденной картины (должно отражать личное отношение к увиденному).
Примеры сочинения-этюда:
«Исеть-река»
Конец весны. Вечер. Набережная. Исеть. Такая спокойная, тихая, медленно и мягко несущая свои серебристые воды, утопающая в юной зелени берегов. Река моего родного города, загадочная и мудрая странница…
Вода не прозрачная, но все равно кажется чистой, полной неведомой силы. Вдалеке видна рыбацкая лодка. Легкие речные волны мерно покачивают ее, словно убаюкивая рыбака с удочкой. Нежный ветерок пробежал рябью по воде, закачалось отражение деревьев. Сонно пролетела чайка…
На небе ни облачка. Яркие краски вечерней зари вдруг опустились с небес на воду, и она стала огненно-рыжей, как будто бы наполнилась жаром солнца.
Еще немного, и солнце, коснувшись последними лучами речной глади, опустится за весенние заросли, вода в реке потемнеет и уснет. До утра.
2.3. Дневник
Дневник – произведение, написанное от первого лица в форме ежедневных или периодических записей, современных описываемым событиям.
Дневник – это отражение результатов личного наблюдения за внешним миром и самонаблюдения (выражение чувств, эмоций, анализ собственных поступков и проч.).
Виды дневника:
- От лица пишущего (авторский личный дневник);
- От лица героя произведения.
Специфика дневника:
- Датированность.
- Субъективность размышлений (четко выраженная личная позиция, оценочность суждений), эмоциональность.
- Свободное расположение материала.
- Фрагментарность (недосказанность мыслей, недописанность фраз, резкий переход от одной мысли к другой).
- Монологичность или внутренняя диалогичность.
- Особенности синтаксиса и пунктуации: наличие неполных предложений, использование многоточия.
Этапы создания сочинения в жанре дневниковых записей:
- Формулирование темы.
- Определение главной мысли/проблемы рассуждений.
- Определение, какие чувства, эмоции и мысли выльются на страницы дневника.
- Описание своей точки зрения на обозначенную проблему, свои мысли, чувства и эмоции по этому поводу.
- Разбивка на датированные фрагменты.
Примеры:
Шекспир – поэт любви
12.01.2013.
Здравствуй, дорогой дневник! Мне вдруг очень захотелось рассказать тебе о своем открытии. Вчера мне подарили чудесную книжицу- — томик сонетов У. Шекспира. Жду сегодняшнего вечера, чтобы после дневной суеты умиротворенно погрузиться в чтение произведений великого поэта.
13. 01.2013.
Вчера весь вечер я не могла оторваться от чтения этих прелестных произведений. Дорогой дневник, это великолепно! Больше всего мне нравятся переводы С. Маршака.
14.01.2013.
Снова и снова перечитываю сонеты. Их объединяет образ лирического героя, который воспевает либо крепкую дружбу с прекрасным юношей, либо страстную любовь к смуглой леди. 126 сонетов (с 1 по 126) посвящены юноше, 26 – смуглой леди, а в двух последних сонетах говорится о всепобеждающей силе любви: «Любовь – над бурей поднятый маяк, не меркнущий во мраке и тумане…»
15.01. 2013.
Более других мне пришлись по нраву сонеты, посвященные смуглой леди. Так оригинально автор представляет идеальный образ своей возлюбленной! Это совершенно обычная женщина, без особого блеска в глазах: «ее глаза на звезды не похожи», легкой походки, бледной кожи: «с дамасской розой, алой или белой, нельзя сравнить оттенок этих щек», без пышных нарядов, но она все равно прекрасна: «И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали», — сообщает 130 сонет. Дорогой дневник, лирический герой все равно любит даму своего сердца, хоть она и не похожа на идеальных красавиц того времени. Что вообще заставляет одного человека любить другого? Как мы выбираем «своих» людей?
16.01.2013.
Сегодня снова обратилась к сонетам о смуглой леди. Сначала мне было очень жаль лирического героя, который не получает ответа от возлюбленной и страдает от невозможности проявить свою любовь. Но сейчас я вдруг остро ощутила, что на самом деле герой счастлив, ибо он может чувствовать, может думать, может мечтать, а значит жить! Наполняться силой любви (пусть и односторонней), выражать свои эмоции в лирике, в таких мощных, красивых, бессмертных сонетах!
2.4. Письмо
Сочинение-письмо – одно из самых интересных заданий на уроках русского языка и литературы. Эпистолярный жанр позволяет избавиться от строгих рамок и шаблонных фраз, а взамен дает возможность вдоволь пофантазировать, не уходя при этом от темы сочинения.
Специфика сочинения-письма:
- Важнейшая функция письма – коммуникативно-информационная.
- Письмо отражает внутренний мир пишущего.
- Письмо предполагает наличие получателя-адресата и отправителя-адресанта.
- В письме учитываются предполагаемые реакции адресата.
Виды писем:
- Письмо к вымышленному лицу/ реально существующему лицу.
- Письмо к писателю (художнику, композитору, актеру и пр.).
- Письмо к герою произведения.
- Письмо героя.
- Письмо автора сочинения себе самому.
Этапы написания письма:
Вступление
1. Приветствие адресата, осведомление о его жизни, делах.
2. Сообщение адресату о том, какая проблема вас сейчас волнует, какая мысль занимает и в связи с чем? (прочтение книги, просмотр фильма, прослушивание музыкального произведения и т.д.).
3. Обоснование в нескольких предложениях своего выбора собеседника. Расскажите ему, почему именно его мнение по теме вам интересно, по какой причине вы хотите поделиться переживаниями с этим конкретным персонажем.
Основная часть
4. Рассуждение по теме/проблеме: сначала назовите тезис, потом переходите к доказательствам высказывания, примерам, которые могут послужить иллюстрацией, и затем сделайте вывод или обозначьте сложность проблемы и необходимость ее решения.
5. Поскольку Вы пишете письмо, рассуждения можно прерывать вопросами к воображаемому собеседнику. Можно даже предположить, что он ответит, и согласиться или поспорить с его репликой.
Заключение
6. В конце письма еще раз выразите свою заинтересованность в ответе адресата и попрощайтесь с ним.
7. Пожелания. Дата. Подпись.
Пример сочинения в жанре письма:
О счастье
(по притче Ш. Сильверстайна «Щедрое дерево»)
Здравствуй, мой милый друг!
Сегодня 19 февраля 2013 года. Я сижу на последнем уроке, очень уставшая и голодная, но с радостью пишу тебе. На улице солнечно и тепло, уж по-весеннему упрямо светит лучистое солнышко. И все больше и больше хочется долгожданного, беззаботного лета.
Как ты живешь, мой друг? Что нового в твоей жизни? Расскажи мне!
Сегодня на уроке литературы мы изучали интересную притчу под названием «Щедрое дерево». Автором является американский композитор Шел Сильверстайн, музыкант и певец, поэт и иллюстратор, драматург и сценарист, в общем, очень разносторонняя личность. Я очень хочу поделиться с тобой своими мыслями по поводу прочитанного, потому что именно ты когда-то натолкнул меня на мысли о поиске счастья.
Прочитав притчу, я ощутила, что слезы подступают к моим глазам… Одна яблоня крепко любила маленького мальчика, отдавала ему все, что могла, и он любил проводить с ней время: «Он играл в ее кроне, карабкался по ее веткам и спал в ее тени. И яблоня была счастлива». Взрослея мальчик все реже навещал свою верную подругу, и цели его посещения становились все более корыстными: сначала он забрал ее яблоки на продажу, затем ветви для строительства дома, затем спилил ствол для того, чтобы построить лодку и отправиться на поиски счастья.
Милый друг, мне так жаль стало яблоню…Знаю, ты скажешь, что она своей жизнью делала мальчика счастливым. Но ведь это не так, мой друг!!! Мальчик все время только брал у яблони ее плоды, помощь, поддержку, ничего не давая взамен, и ему все время было мало. Мальчик не ощущал себя счастливым и все искал и искал чего-то лучшего…И вернувшись к яблоне глубоким стариком он все равно не понял, что такое быть счастливым и даже не поблагодарил яблоню за ее дары и жертвы. А яблоня отдала ему последнее, что могла – возможность отдохнуть на пне, который остался от нее. «И яблоня была счастлива»
Милый друг, я поняла очень важную вещь: счастье – в бескорыстном отдавании своей любви, добра, нежности. Конечно, мы все рассчитываем на взаимность и ждем ответных чувств, но тем не менее, самый короткий путь к счастью – помогать другим, делать их жизнь более легкой и радостной. А самый верный путь к несчастливому существованию – стать потребителем.
Милый мой друг, как тебе притча? Предвкушаю твою реакцию – будешь возражать автору, оправдывать мальчика и журить яблоню. Но все же – с нетерпением жду ответа!
Пиши! Целую! Люблю! Скучаю!
Твоя Диана
19.02.2013
2.5. Ассоциация
Ассоциация ( лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) — связь, возникающая в процессе мышления между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями — появление одного элемента вызывает образ другого, связанного с ним.
Специфика сочинения-ассоциации:
- Небольшой объем.
- Субъективность – описание личных впечатлений, переживаний.
- «Поток сознания» — цепочка ассоциаций-образов, сменяющих друг друга, связанных друг с другом субъективной логикой
- Фрагментарность.
Визуальная ассоциация
Этапы написания сочинения — визуальной ассоциации
- Наблюдайте предложенный материал в течение некоторого времени.
- Определите свою эмоциональную реакцию на увиденное.
- Определите центральный образ-ассоциацию, образ-переживание, который рождается при наблюдении художественного произведения. С чем у Вас связан этот образ? Какую картину рисует Ваше воображение?
- В любой удобной для Вас форме (письмо, дневник, этюд, эссе) опишите чувства, эмоции, мысли, связанные с этим образом (это может быть сюжетное повествование о чем-то/ ком-то конкретном либо просто абстрактное рассуждение о чем-либо).
Примеры визуальной ассоциации:
Последний рывок
(по репродукции картины Анри Руссо «Буря в джунглях»)
Яркие, кричащие краски, молнии, рассекающие небо на части, струи ливня, обрушивающегося на землю, тигр, готовящийся к прыжку – умело переданная динамика грозовых джунглей знаменитым художником Анри Руссо натолкнули меня на интересные мысли…о последнем рывке перед достижением цели.
Нам свойственно ставить перед собой различные цели, у нас есть возможность их достигать. Иные цели достигаются нами без особого труда, иные – через «кровь и пот». То, что дается нам легко чаще не дарит длительной радости, а то, над чем мы трудимся, способно потом радовать нас очень долго. Но всегда ли мы находим в себе силы и желание преодолевать препятствия на пути к желанной цели?!
Мне иногда кажется, что остается всего лишь шаг до исполнения моей мечты, но вдруг происходит что-то неприятное, случаются различные события, которые отодвигают от меня то, к чему я так долго стремился. И я отступаю…
Этот тигр на картине Руссо находится в подобной ситуации – он хочет есть и устал, охота была долгой, и вот остался последний прыжок. И он сделает его. Я уверен, несмотря на то, что разразившаяся буря усугубила положение. Он прыгнет во что бы то ни стало.
Может, и нам так же следует поступать, когда сил уже нет, когда страшно и кажется, что осталось только опустить руки – надо собраться, быть может, обозлиться, и сделать последний шаг к своей цели, своей мечте…
Аудиальная ассоциация
Специфика текста — аудиальной ассоциации:
- Небольшой объем.
- Субъективность – описание личных впечатлений, переживаний.
- «Поток сознания» – цепочка ассоциаций-образов, сменяющих друг друга, связанных друг с другом субъективной логикой.
- Фрагментарность.
Виды текстов в жанре аудиальной ассоциации:
- Воспоминание.
- Мечты.
- «Здесь и сейчас» — описание того, что актуально для Вас в данный момент, рассуждение о насущной проблеме.
Этапы создания текста — аудиальной ассоциации:
- Несколько раз прослушайте музыкальное произведение.
- Определите эмоциональную реакцию на прослушиваемое (поднимает настроение, погружает в печальные размышления, воспоминания, радует и пр.
- Определите центральный образ-ассоциацию, который рождается при прослушивании произведения.
- В любой удобной для Вас форме (письмо, дневник, этюд, эссе) опишите чувства, эмоции, мысли, связанные с этим образом (это может быть сюжетное повествование о чем-то/ ком-то конкретном либо просто абстрактное рассуждение о чем-либо).
Примеры сочинений в жанре аудиальной ассоциации:
Любовь
(на основе прослушивания композиции В.А. Моцарт «Ближе к мечте»)
Март. Первый день весны. Конец зиме! Тает снег. Бегут ручейки. Распускаются подснежники. Тепло…. Дни бегут. А вот и май!
Вдруг — небольшой раскат грома (скрипка!). Начинается дождь. Первый, теплый весенний дождь. Нет, это не хмурый пасмурный день. Солнце и дождь! Парень с девушкой, застигнутые грозой, бегут по мокрому асфальту. ОН снимает пиджак и пытается укрыть ЕЕ от пронзающих насквозь капель. ОНА убегает от него, смеясь, широко раскинув руки — словно птица раскрывает крылья – ловит каждую капельку дождя. А дождь все льет, подыгрывая ЕЙ. Но вот ОНА уже в объятьях своего любимого. ОН берет ЕЕ руку в свою, и ОНИ вместе, счастливые, ныряют под «грибок» детской песочницы. ОН крепко обнимает ЕЕ, чтобы ОНА не замерзла… Момент…Небо проясняется. Дождь плачет тише…Вот он совсем перестает. Выглядывает солнце. Лужи искрятся. Жгучий поцелуй на прощание. ОНА убегает в свой подъезд. «Прощай!». «До свидания!».
Кинестетическая ассоциация
Кинестетическая ассоциация – ощущение себя в роли какого-то предмета/живого существа (автомобиля, ружья, куклы, ластика, карандаша, кота, собаки и пр.)
Этапы написания сочинения — кинестетической ассоциации:
- Выберите для себя предмет, в роли которого Вы будете выступать.
- Представьте себя в роли этого предмета/ живого существа.
- Опишите свой внешний вид.
- Опишите Ваши функции (в чем смысл Вашего существования?).
- Определите, насколько Вы важны в жизни человека.
- Опишите, какие ощущения Вы испытываете, когда предмет (Вы) функционирует.
- Расскажите, что Вы хотите сказать человеку от имени этого предмета (пожелания, предостережение, благодарность и др.).
Примеры сочинений в жанре кинестетической ассоциации:
Исповедь ноутбука
Привет! Я ноутбук, и меня зовут Dell! Мне уже четыре года. У меня поцарапанная черная матовая крышка и серая клавиатура, на которую регулярно выливается хозяйский кофе. Справа от клавиатуры у меня есть две милые наклейки с информацией обо мне (как будто бы я сам про себя не знаю, что у меня, к сожалению, ограниченная память и, к счастью, несколько чрезвычайно важных функций!). Одна из наклеек немного отошла и постоянно мешает моим хозяйкам работать. У меня есть классное приспособление, которым я горжусь – сенсорная «мышка»! Такая ручная, гладенькая, ну просто прелесть! Но мои хозяйки совершенно ей не пользуются, а подключают обычную. Она красная и совсем не подходит мне по цвету, что меня очень возмущает! А вот веб-камера, которую они купили специально для меня, мне очень по душе. Она неплохо смотрится на мне.
Я уже старый и начинаю громко шуметь при пробуждении, а еще у меня ослаб иммунитет, и поэтому хозяйки регулярно делают мне примочки от вирусов. Но я все равно часто болею. Иногда даже падаю в обморок – отключаюсь полностью. Тогда у моих хозяек начинается настоящая паника – так они боятся меня потерять. Конечно, приятно. Но и страшно, в то же время! Вдруг им надоест со мной нянчиться…
Да-а-а. Я настолько стар, что уже разучился мыслить быстро, и когда я торможу, мама моих хозяек ругается на меня, называет «потёмой» и иногда даже бьет меня. Хотя мои хозяйки ей неоднократно говорили, что «одноклассники» уничтожат меня окончательно, она все равно продолжает меня терзать подглядыванием в чужую личную жизнь.
Я точно знаю, что играю важную роль в жизни своих хозяек. Я помогаю им в учебе — связываюсь с глобальным миром и отображаю полезную информацию, развлекаю забавными подвижными картинками. Но мне всегда хочется предупредить моих хозяек, что не стоит слишком долго сидеть за мной, потому что такой образ жизни отрицательно скажется на их осанке, зрении, да и информация, которая проходит через меня не всегда идет им на пользу.
Я счастлив, когда нужен своим хозяйкам, но ведь мне уже много лет (по компьютерным меркам). Больше всего я боюсь, что они окончательно разочаруются во мне, купят себе другой ноутбук, а меня отдадут…на растерзание своей маме… Тогда ни о какой спокойной старости речь не пойдет – умру быстро и помучаюсь перед смертью. И чтобы этого не случилось я принял решение работать во что бы то ни стало, до последнего вздоха — пока не сгорит моя материнская плата!
Как я был ластиком
Привет, друзья! Я – ластик. Мне очень хочется поведать вам о том, какую важную функцию я выполняю в жизни человека. Но для начала просто немного расскажу о себе.
Меня купили в магазине в конце августа, перед началом учебного года. Я маленький, но очень симпатичный – в виде милого розового поросенка с хитрыми, прищуренными глазками и улыбающимся…рыльцем. Мой хозяин, ученик 5 класса, человек, серьезный, поэтому я даже не сомневался в том, что он выберет именно меня, а не моего друга-ластика в виде футбольного мяча, у которого все только игры на уме. А я очень ответственный и всегда готов прийти на помощь. Вообще поросята – лучшие друзья людей, после собак, конечно. Вчера, например, я старательно помогал хозяину стереть двойку в дневнике, которую он получил за неаккуратный почерк и немалое количество клякс в тетради. Уфф…Как я старался! Даже хвостик стер, и теперь он у меня не крючком, а…в общем, его у меня теперь нет. Но я почти ничуть не огорчен этим обстоятельством, потому что знаю, в чем смысл моей жизни.
Моя главная задача в жизни – делать мир чище. Самозабвенно предаваясь стиранию (карандаша, ручки, отпечатков от грязных пальцев), я наполняюсь гордостью за то, что кроме меня некому взять на себя эту ответственность – подчищать несовершенства. И скажу без скромности — я отлично справляюсь со своей ролью.
Но, несмотря на то, что я работы не боюсь, и мне она даже приятна, я хотел бы попросить моего хозяина вот о чем – пожалуйста, будь аккуратнее, не спеши, когда записываешь что-то в тетрадь, прилежно выводи буквы и цифры, не бери тетради и книги испачканными руками – тогда всем от этого будут лучше: твоим тетрадям и учебникам, учителям и родителям. Тебе самому станет радостнее и приятнее от чистоты, а мне станет хорошо от того, что… моя жизнь продлится.
Сведения об авторе пособия
Ланцевская Надежда Юрьевна – кандидат культурологии, доцент кафедры литературы и журналистики Шадринского государственного педагогического института.
- Как стать грамотным?
- Из истории языка
- Русский язык сегодня
- Для родителей
- Выпускникам
- Выбор репетитора
- Дистанционное обучение
- Мысли о языке. И не только…
- Немного о копирайтинге
- О дисграфии
- Как выступать публично
- Дела учительские
- Воспоминания о школе
- Памятные даты
- Рецензии на экранизации классики
- Литература
- Студентам
- Русский язык как иностранный
- Полезная информация
- Социальные сети
- Отзывы, рецензии
- Изобразительное искусство
- Педагогика
- Литературные места