Модное слово XXI века
Те процессы, которые протекают в современном языке, никак не могут быть охарактеризованы как системные и предсказуемые. Впрочем, в истории чаще всего было именно так. Еще известный советский лингвист, академик Л.В. Щерба проницательно подметил, что все изменения в языке «куются» благодаря стихии разговорной речи. Пуристы, т.е. противники любых заимствований в языке, склонны драматизировать само количество этих заимствований.
Несомненно, что на это количество повлияло несколько процессов: формирование в постсоветской России рыночных отношений и становление бизнеса как такового; бурное развитие высоких технологий, значительно возросшая популярность английского языка.
История происхождения слова достаточно давняя и имеет глубокие корни. Пресловутая Википедия ведет «родословную» этого слова от английского «предка», хотя это ошибочно. Латынь – язык поздней античности. Ее наследие сохраняется в нашей речи и по сей день. Многие слова латинского происхождения посредством английского языка стали частью лексикона русского человека. К выбранному мной слову всё вышесказанное имеет самое прямое отношение.
Латинское слово «creatio» переводится на русский как «создавать» или «созидать». Оно дало название целому философскому направлению, которое называется креационизмом. Это учение о том, что существующий сегодня мир был в незапамятные времена сотворен Богом из Ничто. Получается, что и самого Бога в этом контексте следует называть не иначе как Креатором. А это даже на фоне современной словесной неразберихи звучит несколько пародийно.
В качестве прилагательного слово «креативный» действительно можно считать словом XXI века. Во всяком случае, в подавляющем большинстве популярных и поныне словарей, в том числе у Даля и Ожегова, это слово отсутствует. Тем более, нельзя его считать словом из нашего повседневного, активного словарного запаса. Оно, скорее, будет характеризовать человека по принадлежности к вполне определенной профессии. И даже не одной!
Профессии эти – специалист в области рекламы, маркетолог, специалист по связям с общественностью (public relations). Равно как и некоторые другие. В профессиональный, а частично и повседневный обиход прилагательное «креативный» вошло сравнительно недавно – с тех самых пор, как в вузах страны стали осуществлять набор студентов по означенным специальностям.
Как когда-то по ударению, которое правильно ставится в слове «феномен» узнавали «своих» студенты философских или социологических факультетов, так ныне по частотности употребления слова «креативный» некоторые норовят определять, где человек живет – в большом городе или в провинциальной глухой глубинке, чем он занимается и насколько в курсе дел и процессов, происходящих вокруг да около науки.
С сожалением можно констатировать тот факт, что прилагательное «креативный» в определенных сферах жизни «успешно» вытеснило слово «творческий», являясь его «заморским» и привнесенным извне синонимом. «Мыслите креативно!» — призывают рекламщики. «Креатива не хватает!» — сетуют маркетологи. И далеко не всегда делают это оправданно. Сказывается тенденция блеснуть модным словом, не всегда задумываясь над уместностью его употребления, над тем, что не в любой языковой ситуации «креативный» окажется кстати. Ведь никому, например, не придет в голову называть лирику Пушкина либеральной (хотя она такова по политическому строю и духу) – она именно вольнолюбивая. Так почему же считается возможным вместо словосочетания «творческий подход» использовать «креативный подход»? Чем «провинилось» творчество? Риторический вопрос…
В каком же стиле речи это слово чаще всего употребляется? Не в научном и не в официально-деловом точно. Но и не в разговорном. Остается публицистический, который испытывает сильное воздействие разговорного стиля и потому размывается, умирает.
Особой вариативности в употреблении слова не наблюдается. Значение только одно, оно и есть основное.
Можно сказать, что слово закрепилось в языке и вряд ли из него уйдет, хотя еще и не является кодифицированным, т.е. закрепленным в словарях, справочниках и энциклопедиях. Другое дело, что оно подлежит употреблению дозировано и только в специфических сферах знания.