Моё профессиональное кредо
Ребята, господа, коллеги, дорогие мои, хорошие! Говорю с вами на этот раз от первого лица. Без всякой ложной скромности и гордыни, когда за спиной – двадцать два года профессионального стажа – пора делать предварительные выводы относительно себя и самой деятельности. Каковы же они?
Не сразу понял, что преподавать – это МОЁ. Только после итоговой практики на последнем курсе пединститута, практики по литературе, когда попал в свою стихию и раскрылся по-настоящему. Когда понял – «заболел» на всю оставшуюся жизнь. Но не из-за того, что понравилось кого-то учить, просвещать, наставлять, внедрять в сознание подрастающего поколения полезные истины. Понравилось, когда тебя слушают, когда тебе в рот смотрят, когда ты находишься на одной «волне» с аудиторией, когда даже в результате ожесточенных споров ни у кого нет ни обиды, ни злости друг на друга. Если этого удается добиться – вот она, маленькая победа! А сколько их было за прошедшие годы? Ни много, ни мало. Но точно были! Иначе не писали бы студенты, которых уже и не помнишь, и не благодарили бы за время, уделенное им. Благодаря таким неожиданным откликам словно крылья за спиной вырастают, хочется жить и дерзать дальше. Пусть даже сегодня слово «альтруизм» и кажется безнадежно устаревшим, но без него все равно – никуда. На бессеребренниках, альтруистах наш мир по-прежнему и держится.
Если честно признаваться «по секрету всему свету» и самому себе – была и рисовка, и игра в «умного препода», и стремление казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Особенно после защиты кандидатской диссертации, когда из меня апломб так и пёр. Какое счастье, что рядом оказались люди понимающие, тактичные, которые без лишних слов сказали: не ты первый – не ты последний. Чего ты, мил человек, гоношишься?
С тех пор гоношбу как рукой сняло. Теперь хочется не выступать (это Ленин или Троцкий выступали перед рабочими – им что ли уподобляться?!), а разговаривать, находиться с аудиторией, какой бы она ни была, примерно на одном уровне. Не залезать на сцену, не вставать за кафедру, не торчать там маяком. И тон брать соответствующий моменту – дружеский, но не панибратский, откровенный, но без раздевания догола.
И еще один важный смысловой момент. За двадцать лет с гаком уже наговорился более чем достаточно. И уже возникает принципиально иное желание – слушать других, внимать им. Я пока что еще «губка», не разучился учиться. Пусть и не в прямом смысле.
Бывают такие ситуации, когда к тебе приходят с различными просьбами. Почти никогда не отказываю и никого не «отфутболиваю». Все дело в том, что просящий, так или иначе, вынужден унижаться. Унижали меня самого. И не раз. Не хочу уподобляться бывшим начальникам, Бог им всем судья… Но сам им никогда не уподоблюсь. Нет неразрешимых проблем. Всё решаемо, сразу или потом.
Со стороны некоторых «дорогих коллег» встречаю очень разное отношение. Кто-то в мою искренность не верит. С другими общаемся «без понтов», потому что делить нам нечего. Наконец, третьи втайне завидуют и точат яд по капле. Интересно, чему? Заработку? Он ни разу не позволил даже за границей побывать. Успеху в глазах начальства? Да у этого начальства семья пятниц на неделе – из любимчиков вылетаешь незаметно. Собой бы лучше занялись…
Упорно делаю ставку на необходимость самообразования. Доходит эта мысль не до всех, но хотя бы иногда доходит. И то хлеб! Параграф из учебника студент и сам прочитать в состоянии. Но его присутствия на лекции с живым словом преподавателя, уверен, ничто и никто не заменит. Можно присутствовать и ничего не записывать, но внимательно слушать и задавать вопросы, создавать дискуссию. И если преподаватель адекватен, если он не «забронзовел» от ложного чувства собственной непогрешимости – то только рад будет такой атмосфере в аудитории.
Профессию пока не разлюбил – из-за возможности встреч со старыми знакомыми, благодаря новым знакомствам, по причине вновь и вновь проверять себя – свою личностную и профессиональную состоятельность.
Павел Николаевич Малофеев