Стать грамотным

Наизусть или с листа?

Август 17, 2014 / Как выступать публично / Комментарии: 0

Наизусть или с листаПрославленный советский поэт Михаил Исаковский в конце жизни не на шутку сокрушался о том, что армия стихотворцев возросла многократно, но что среди этой специфической публики крайне мало людей с истинным дарованием.

Говорить о том, что в наше время ситуация коренным образом изменилась, не приходится. Скорее, она усугубилась. Издать сборник стихов при наличии небольшой суммы денег – дело нехитрое. И пусть это становится событием лишь для стихотворца и его ближайшего окружения, но ведь есть еще местные СМИ и «сарафанное радио». В результате может создаться впечатление, что писать стихи может каждый, что занятие это проще пареной репы, а потом, глядишь, и в Союз писателей примут, и известность придет.

Мне приходилось бывать на различных творческих встречах, концертах, равно как и самому проводить их. Много лиц прошло перед глазами. И тема данного материала навеяна поведением главных действующих лиц – провинциальных стихотворцев. В особенности тем, как они представляют собравшейся публике плоды своего творчества – читают исключительно с листа или по памяти. В моих глазах именно этот критерий – один  из ключевых в оценке деятельности того или иного художника слова.

По роду работы самому не раз приходилось задавать как школьникам, так и студентам несколько провокационный вопрос: что легче – прочесть стихи с листа или наизусть? И ошибались, и отвечали в точку. Конечно же, наизусть легче. Кроме случаев откровенной тупой зубрежки текста, когда, например, лишь бы рассказать на оценку для учителя – и достаточно. Ни тебе выразительности, ни понимания – сплошная монотония. А вот если учишь осмысленно и не только ради публичного выступления, но и для себя – возникает вИдение прочитанного (особенно если речь идет о пейзажной лирике) и даже в отдельных случаях попытка применить содержание стихотворения к себе. А при чтении с листа отсутствует живой контакт с аудиторией, боишься даже глаза оторвать от бумаги, чтобы не сбиться, не потерять то место, где остановился.

Есть такое явление – графомания, то бишь писание стихов в огромном количестве – разумеется, с ущербом для общего качества. Упрекать графомана за то, что он не помнит своих стихов наизусть – нелепо. Для него стихи – форма существования, он выдает их «на гора» тоннами и километрами. И если такой человек пишет только потому, что не может не писать, если он беззаветно влюблен в поэзию, если адекватно себя оценивает – еще полбеды. Хуже, когда во всей красе обнаруживается снобизм самого худшего пошиба: дескать, я выпустил …цать сборников, меня знают в… (следует длинный перечень), так как вы можете меня игнорировать? Но истинные знатоки легко отличат, где заканчивается Поэзия и начинаются просто стихи, банальное рифмоплетство, хоть и с претензиями на нечто большее. Только претензии претензиям рознь…

Хороший классический пример: когда совсем еще юный Пушкин не запоминал с первого раза какую-либо из строк Жуковского, последний беспощадно переделывал ее, полностью доверяя вкусу и памяти гениального ученика. Другой пример, который гораздо ближе к нам: однажды машинистка потеряла уже набранный к печати сборник стихов Николая Рубцова и долго не решалась признаться в этом автору. Когда же вынуждена была признаться, автор отреагировал удивительно спокойно, предложив за несколько вечеров надиктовать ей эти стихи заново. А было там более сотни текстов! На искреннее изумление девушки – мол, неужели он все эти стихи помнит, Рубцов лишь скромно улыбнулся и ответил: «Конечно. Ведь это мои стихи». Многие ли так смогут?! Из наших же ближайших современников своеобразным эталоном является Борис Чичибабин. Послушайте (а также и посмотрите), как он читает наизусть свои сложнейшие метафорические стихи, богатые смыслом и образностью, почти нигде не сбиваясь. Вот где чувство избранничества и чувство пути, без которого, как считал еще Александр Блок, не может состояться ни один большой поэт.

 

Так что есть смысл в том, чтобы стремиться к чтению наизусть. Сегодняшняя аудитория куда более требовательна к публичному выступлению, пусть ее художественные вкусы и страдают примитивизмом. Кто именно перед вами – рядовой стихотворец или мастер от Бога – очень скоро станет понятно, едва начнется чтение.

Советуем прочитать: 

Как научиться читать стихотворение

Про ямщика и амёбу, или Как выучить стихотворные размеры

Классика русской литературы

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий