Образ лирической героини в любовной лирике: опять за старое
Сколько копий сломано на тему заголовка – ведомо, должно быть, только самым дотошным литературоведам да историкам словесности. Ни на то, ни на другое звание не претендую. Однако опыт собственной любовной лирики и его последующего осмысления позволяет сделать некоторые умозаключения и выводы независимо от чьих-либо авторитетных мнений. А право читателей – соглашаться или полемизировать.
Конечно же, стихи о любви редко когда пишутся в спокойном душевном состоянии. Женщины способны провоцировать нас на многое, вплоть до самоубийств и покушений на чужую жизнь. Женщина – тот еще афродизиак! Классики – не исключение. Например, любовь в стихах Лермонтова, почти всегда отнесена в прошедшее время. Тютчев осознал, кем была для него Елена Денисьева, и что он потерял с ней, только после самой потери. Фет и вовсе прозрел лишь к старости, поминая Марию Лазич. Пушкин – в определенном смысле исключение. Очередной бурный роман – очередные пламенные строки. Вот на этом опыте, пожалуй, и остановимся подробнее.
Скажите, ну, что общего между реальной Анной Петровной Керн, которой, якобы, посвящено стихотворение о «мимолетном виденье» и «гении чистой красоты», и тем условным образом, что возникает под пером Пушкина? Кстати, и саму строчку «гений чистой красоты» автор «Онегина» позаимствовал у учителя – В.А.Жуковского, поставив в иной смысловой контекст. В том-то и дело, что настоящая женщина может оказаться и куда интереснее, и куда примитивнее, нежели та, что предстает перед нами благодаря поэтическому вдохновению. Керн разрушила семью близкого лицейского друга Пушкина – Антона Дельвига. Не отличалась благонравием и блоковская Прекрасная Дама – Люба Менделеева, там отношения настолько были запутанными, что никакими стихами не передать, только «презренной прозой говоря».
Забавно и противно одновременно наблюдать, как спустя много лет после кончины мужчины-поэта, оставившего обширное поэтическое наследие, в котором немало и любовных стихов, женщины предпринимают самое настоящее сражение за право называться его единственной и неповторимой Музой. Так произошло с женами Высоцкого, с «любовями» Есенина и проч. Какая глупость и пошлость! И невдомек дамам, что настоящий поэт любил, в сущности, одного себя и свою Музу, а во всех прочих влюблялся, подпитывался их чувствами к себе. Но каждый раз искренне, как будто в первый или в последний раз. Это тоже редкий дар и умение. Одной из немногих, кто понял специфику любовной лирики Пушкина, была М.Н.Волконская, которую пушкинисты тоже норовят записать в его «тайную страсть».
Что такое лирические стихи? Всегда – сгусток эмоций, выброс настроения вовне. То, что волнует в данный момент, и облекается в рифмы, начинает звучать под определенный размер и ритм. Первый вариант стихотворения– всегда самый искренний и непосредственный, пусть и на самый технически совершенный. Потому что поэту пока не до «отделки» стиха, ему важно высказаться до конца. «Отпустить», как любят выражаться современные барышни, любовную лихорадку, материализовать ее на бумаге. Глядишь – и поможет.
Далеко не всегда знание фактов биографии поэта помогает уяснить суть любовной лирики глубже. К тому же, всегда имеются факты, которые широкой публике знать вовсе необязательно. Пусть они остаются достоянием специалистов и круга семьи.
Итак, любовная лирика – всегда комбинация чувств. Даже когда стихи имеют посвящение в виде инициалов – не верьте этому слишком! Автор захочет – и перепосвятит другой женщине. Его полное право. Женщинам-собственницам читать об этом, конечно, тяжело и неприятно. Но разве кто-то имеет право говорить о другом человеке «мой» на все 100? У этого другого – сына, мужа, отца – всегда остается та ниша души, куда он не пустит никого до смертного часа. И что-то унесет с собой. Так что, милые наши женщины, поменьше вам наивности и самоуверенности!