Олег Григорьевич Митяев
19 февраля – 60 лет со дня рождения Олега Григорьевича Митяева (1956), российского автора и исполнителя песен.
Я люблю листать томик его песен и интервью. Точнее, любил до самого последнего времени. До альбома «Небесный калькулятор». Почти всё, что написано и спето Олегом Митяевым потом, — другое. То ли возраст тому причиной, то ли наступившие сытость и благополучие, то ли что-то еще – гадать бессмысленно. И хотя оголтелые фанаты Митяева на официальном сайте и ресурсе «Маленькая жизнь» ревностно оберегают кумира от любой, мало-мальски серьезной критики, но и они уже не скрывают разочарования в новых песнях. Песни стали на одну «колодку» и ни о чем. Либо об одном и том же, о чем спето было многократно и раньше. Глупо, конечно, ждать от человека, которому на днях исполняется 60, тех же беспокойных песен, что он пел, будучи тридцатилетним, и все же метаморфоза, произошедшая с Митяевым, налицо.
Как-то незаметно Олег Григорьевич стал мэтром авторской песни. А давно ли, слегка кокетничая, говорил, что у него нет ощущения, что он куда-то попал, что-то серьезное сделал, что песни пишутся мало и неохотно, что он ленив и избирателен. Потом зазвучали новые ноты: семью надо кормить, шоу-бизнес – просто плохое слово, но в нем самом ничего плохого нет. Как-то тревожно становилось. И вот сегодня он – завсегдатай голубого экрана, если не тусовщик. Желанный гость во многих студиях. Но рассказываемые им истории и анекдоты отдают нафталином, а петь в очередной раз «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» — ну, неужели никак не надоест? Давайте честно скажем – славу Митяеву принесла песня довольно слабая, хотя и знаковая для бардовского движения, созвучная ему по духу. Есть у Митяева песни куда сильнее и образнее.
Собственно, и эти неюбилейные заметки пишутся именно в ностальгическом духе. Ранний Митяев много обещал, начинал ярко. Переслушайте хотя бы «Кандалакшу» или «Еще чуть-чуть – и поезд тронется». Для филолога или просто учителя-словесности там – настоящее метафорическое пиршество. Пес такой же белизны, как кольская зима; «артерии рябин», скользящие по холоду; «немая ярмарка сорвавшейся листвы». И кто бы утверждал после этого, что Митяев – не поэт?! Да и в растиражированной с легкой руки Шуфутинского «Соседке» незабываемый скулящий фонарь – «желтая дыра».
Под Митяева хорошо выпивалось и грустилось тем, кто не сразу нашел себя в сумятице 90-х, кто не желал поступаться милыми интеллигентскими комплексами – честью, совестливостью, добротой. И пел Олег нервно, тонко, выворачивая душу наизнанку. Иногда и политические нотки проступали, как в песне об отце или в «Солнечном затмении». Пусть и не стал он голосом поколения, но поколение ему благодарно. Даже на фоне той серости, что он демонстрирует сегодня.
Не раз раздавались разговоры о том, что Митяев – это уже не авторская песня. Может, потому, что выступать он предпочитал с аккомпаниатором, профессиональным гитаристом – сначала с Константином Тарасовым, затем с Леонидом Марголиным и Родионом Марченко. Впрочем, это, конечно, придирки. Вот Городницкий вообще гитарой не владеет, а разве стали его песни хуже по этой причине? Сетовать можно лишь по другому поводу – когда виртуозные аранжировки «человека-оркестра» Марголина маскируют пустоту или примитивизм содержания новых митяевских песен. Судя по всему, дальше двигаться некуда. Осталось только пожинать славу, перепевать себя, заниматься просветительством, выводить в свет юные таланты. Что ж, и на этом поприще талантливый человек в состоянии преуспеть.
Не хочется верить, что Митяев раздает автографы исключительно за деньги, что он пристрастился к алкоголю, что ему наплевать на зрителя, что входит в узкий круг лиц, близких к президенту Путину. Думается, что все эти слухи – плод злости и зависти хронических неудачников. Потому что в противном случае… Нет, даже думать об этом не хочется! С юбилеем, Олег Григорьевич! И все-таки жаль, что стихи становятся просто песенными текстами. Не снижайте планку, умоляю!
Павел Николаевич Малофеев