Стать грамотным

Орфографические? Нет, смысловые

Декабрь 7, 2013 / Русский язык сегодня / Теги: , комментария 4

Смысловые ошибки в текстеСкажите, ну кто не помнит «галочки» и «палочки» на полях наших школьных изложений и сочинений? В старших классах стали появляться еще и буквы Ф и С, указывающие на ошибки фактические и стилистические. Собственно, своим питомцам по подготовительным курсам я всегда говорил примерно следующее: не «двойка» за ошибки страшна – грамотность всегда можно подтянуть, самому или с помощью репетитора (хотя о последних еще лет десять тому назад можно было услышать только в порядке исключения). Куда хуже, когда сочинение написано не по теме и в нём, помимо прочих, есть смысловые ошибки. Учитывая, что в последние годы сборники готовых сочинений расплодились дальше некуда, данная ситуация более чем вероятна.

 В заголовке смотрят только на автора и произведение, подставляют уже имеющуюся заготовку и, дескать, всё, можно сдавать на проверку! Если бы! Но попробуй, разубеди иных амбициозных особ, что они списали, что они не поняли тему – еще тебя же и обвинят в незнании детской психологии, в излишней придирчивости, да Бог весть, в чём еще! Впрочем, опять-таки, оставим лирику и публицистику. Сегодня речь об ошибках, которые, на поверку, оборачиваются не традиционными орфографическими (даже если всё говорит в пользу этого), а смысловыми. Обратимся к конкретным примерам.

В иных случаях неверное написание -не- с наречиями впечет за собой ошибку смыслового плана, например: «НЕ ДАРОМ учил старик Болконский своих детей геометрии». Что отсюда следует? Не даром — значит, за определенную плату. Вот и возникает у учителя повод для иронии и даже сарказма: какое страшное дело, когда отец собственных детей обучает не бесплатно. И кто бы спорил – такое впечатление  может сложиться,  хотя и совершенно беспочвенное.

Другой пример. Неверное написание приставок  -пре- и -при- тоже может при­вести к двусмысленности всего высказывания, например: «прибы­вает в состоянии сна» — как космонавт или как отдыхающий? Или: «Пушкин говорит о непреступности Москвы». «Москва неприступ­на как крепость» — такова пушкинская мысль. Но -е- в приставке наводит на другие размышления: словно Москва является горо­дом, где перевелись преступники. Так орфографическая ошибка влечет за собой неточность фактическую.

Простейший глагол «сидел» и тот, будучи воспринят на слух, может быть воспринят ошибочно – через «е» в первом слоге. Хорошо, если приходит на помощь контекст, а если нет? Делая подобного рода смысловые ошибки, человек рискует быть непонятым собеседником.

«За базаром следи!» — велят друг другу люди определенного круга. Грех не прислушаться…

Как написать сочинение?

Коллекция готовых сочинений

Орфографические? Нет, смысловые: 4 комментариев
  1. Виктор Михалков
    Январь 10, 2014 в 4:11 пп –

    Я кстати из за этих галочек и палочек на полях тетради, стал лучше и дисциплинированнее писать, вот и сейчас я работаю редактором в газете и и радуюсь что учился на своих ошибках в школе а не на работе.

  2. Алексей Жистков
    Январь 10, 2014 в 4:22 пп –

    По настоящему грамотно писать я научился работая фрилансером в интернете, а работаю уже около восьми лет по этому и отточил навыки в письме, да и в детстве за мною мало ошибок замечалось.

  3. Лена
    Январь 10, 2014 в 4:29 пп –

    Мне никогда не составляло труда написать сочинение или диктант в школе. Думаю, дело в том, что я с раннего детства очень любила читать и благодаря этому правильно воспринимала смысл текстов, а слова писала без ошибок.

  4. Эльза
    Январь 10, 2014 в 5:37 пп –

    В русском языке столько правил и исключений, сколько нет ни в одном другом языке мира, этим и объясняется его сложность. Надо иметь филологическое образование, чтобы все их помнить и применять на практике. Зарубежные туристы, иногда, вообще впадают в ступор, когда пытаешься им что-либо объяснить.

Добавить комментарий