Стать грамотным

Основной конфликт пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»

Декабрь 22, 2017 / Литература / Комментарии: 0

Основной конфликт комедии ВИШНЁВЫЙ САДДраматургия А.П. Чехова была принципиально новой: писатель придерживался мнения, что не пьесы нужно писать для народа, а народ «поднимать» на восприятие. Именно по этой причине постановки на сценах Москвы и Петербурга не были удачными: театр устарел. Однако появляется театр К. Станиславского и В. Немировича-Данченко…

Премьера «Чайки» в 1898 году ознаменовала начало новой эпохи на театральных подмостках. Если раньше режиссер выполнял роль скорее коммерческого директора, то первая же пьеса А.П. Чехова показала, что театр становится режиссерским. У Островского доминантой являлся текст, при этом сюжет был неизменной интригой, у Чехова же превалирует сюжет внутренний, концепция режиссера.

На житейском уровне все проблемы чеховских героев вполне разрешимы. Главный нерв – конфликт жизни в мечтах и реальности. В аспекте духовном конфликты окончательны и непреодолимы. Ни один герой не хочет выразить себя: все диалоги строятся на недомолвках и иносказаниях. Герои не понимают до конца своей участи и причины собственных переживаний. В театре А.П. Чехова режиссер – соавтор произведения. Мы видим надпись «Вишневый сад – комедия». Комедийность – в структуре, не в сюжете. Каждый из персонажей играет свой моноспектакль, говорит только о своем и не способен слышать голосов остальных. В словах звучат ирония, раздражение, иногда даже издевка. Что мешает героям слышать друг друга?

Каждый в чем-то исповедуется – но зрителю, не близкому человеку в пьесе. Паузы иногда объединяют героев: все скованы единой тайной того, что им недоступно. Паузы – интервал между бессмысленными словами, и для того, чтобы объединиться, нужно выйти за пределы слуха. Эпизод – не ступенька разворачивающейся интриги, а настроение. Событие, которое больше всего волнует героев – продажа сада – происходит за сценой. Появляются внесценические персонажи (ярославская тетушка, любовники Л.А. Раневской, дочь Пищика). Главное – перемещение представлений.

Все ключевые события происходят в душе персонажей. Каждый герой А.П. Чехова – заложник истории, эту свою роль изменить он не может. Проблема «вишневого сада» — несоответствие внутреннего мира человека и истории, общественной установки. Несмотря, например, на то, что автор называет Раневскую женщиной прошлого, без настоящего, иногда мы видим на сцене именно блестящую даму. Трудно доверять монологам чеховских героев, ибо они не всегда способны понять и сами себя.

От отчаяния после смерти сына Раневскую спасает любовь, и она живет в ее ореоле. Готова пожертвовать всем во имя любимого, несмотря на то, что он оказался подлецом. Для Любови Андреевны не может быть реальной мысль о продаже имения: здесь живет ее прошлое. Изменить что-либо она не в состоянии. Единственный ее шаг – разрыв с Парижем. Раневская возвращается в дом, где ее любят и ждут. Но при этом никто не готов принимать ее такой, какая она есть. Она чувствует справедливость упреков, но постепенно начинает испытывать отчужденность, так как ее никто не понимает; все осуждают то, что является сутью ее характера. Официально Раневская – помещица, но она не может спасти даже свой сад. Возвращение в отчий дом не состоялось…

Лидия Рыжова

Коллекция готовых сочинений

Комментарии закрыты.