Почему мужчины не идут в школу?
Вспоминаю собственные школьные годы. Нет, далеко не во всем и не всегда они были «чудесными», если честно признаться. Это потом, десятилетия спустя, начинаем невольно идеализировать собственное прошлое, ибо оно невозвратно, Ведь как иногда хочется туда, где все были еще живы и молоды, где солнце светило ярче, мир казался полным красок и звуков, где жизнь радовала и обещала быть такой долгой…
У поэта Николая Глазкова есть такие строки: «А школа мало мне дала – Там обучали только фразам». В определенном смысле могу согласиться с коллегой. Мне запоминались не сами уроки – запоминались люди, их отношение к делу. Физик, Евгений Васильевич Унжаков – ироничный, слегка циник, нервный и подвижный. Директор школы, Анатолий Анатольевич Рябинин – математик от Бога, хоть и дальтоник по жизни. Учитель труда, Павел Трофимович Базыльников – флегматичный, суровый, говоривший медленно и тяжеловесно. Я умышленно называю здесь и сейчас учителей-мужчин, ибо мы ими обделены не были уж точно. Кроме физики, математики и труда, мужчины преподавали нам историю, литературу, основы начальной военной подготовки и физической культуры. Словом, соотношение мужчин и женщин было примерно равным.
Полжизни за спиной. Сам 22 года в профессии. Что наблюдаю вокруг и около? Страшный дефицит нашего брата в учебных заведениях различного уровня. Так, на моей родной кафедре литературы Шадринского государственного педагогического института хоть и остались несколько старожилов – Валерий Васильевич Иванихин и Анатолий Анатольевич Алексеев – но бал правит уже «молодняк» из особ женского пола, которым чуть за тридцать, и которые работают всего около 10 лет, а то и меньше. «Бабье царство», да и только! Со всеми издержками и спецификой.
Что же произошло? Почему теперь мужчин в учебные заведения калачом не заманишь? На эту тему довелось как-то беседовать по душам с директором (ныне бывшим) одного политехнического колледжа. На мой прямой вопрос о причинах перекоса в нынешнем образовании она коротко ответила: «Боятся». Признаться, ответ сначала поверг меня в легкое недоумение. Сам-то «кивал» на меркантильный фактор: заработки мизерные, а настоящий мужчина по сути своей – волк, охотник, добытчик. Его глубоко унижает такая ситуация. Вот и избирает принципиально иной род занятий. А оказалось вон оно как… И подумав немного на досуге, я признал, что коллега по-своему права.
Представьте себе, если, как предлагал в бытность свою Президентом России, Дмитрий Анатольевич Медведев, если и в самом деле начать пополнять педагогические кадры людьми без специального образования, фактически, с улицы? Человек сроду не стоял у доски, за учительским столом, не имел дела с детьми, не знает азов педагогики и психологии. Явился вообще с завода, где привык со всеми обходиться по-свойски: где матком, где молотком. А в классе и в аудитории этот номер не пройдет – нужна поставленная речь, эрудиция, умение общаться с молодой порослью. Есть чего бояться, правда? Вот и не выдерживают такой «напряженки» иные мужчины.
Другая причина их отсутствия в школах – всё то же господство и засилье женщин. Какой мужчина потерпит над собой их диктат? Разве что тот, об кого ноги вытереть можно, использовать и выбросить. Вот те будут пахать хоть до пенсии и даже слыть мастерами своего дела. Оставаясь при этом жалкими слабаками, не могущими и не хотящими уже ничего кардинально менять в своей жизни.
А мужчины ох как нужны в современных школах! Их ждут старшеклассники, их прихода требует время. Может, хватит нам, коллеги, оставаться в разряде «ископаемых» и «облаков в штанах», а вернуть себе лидирующие позиции? Взять систему в свои руки, придать ей новый импульс. Верю ли сам в то, что подобное возможно? Иначе не появился бы этот материал.
Павел Николаевич Малофеев