Коррекция нарушений речи у детей
Почему так важна своевременная и безотлагательная коррекция нарушений речи у детей? Почему родителям необходимо быть начеку, когда у ребёнка появляются первые симптомы серьёзнейшего отклонения — дисграфии? Рассказывает логопед Ольга Лавицкая.
Причиной возникновения артикуляторной, акустической и аграмматической форм дисграфии чаще всего являются неисправленные вовремя нарушения устной речи. К такого рода нарушениям относятся:
• дефекты произношения звуков;
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
• общее, в том числе и нерезко выраженное недоразвитие речи;
• пробелы в развитии лексико-грамматического строя языка.
Их коррекцией, наряду с профилактикой дисграфии, занимаются логопеды на базе дошкольных учреждений или детских поликлиник.
Но далеко не всеми родителями осознается важность своевременного исправления нарушений речи у ребенка. Многие считают неправильное произношение с ошибками в словоизменении, словообразовании и согласовании слов в предложении, ограниченный словарный запас явлением временным, самостоятельно проходящим с возрастом.
Конечно, излишне форсировать развитие речи не стоит, подобные особенности речи характерны для малышей. Но в отношении детей среднего и старшего дошкольного возраста такой подход недопустим. В результате ребенок может не получить необходимой логопедической помощи, будет упущено время и возможности для решения проблемы на раннем этапе.
Впоследствии это приведет к огромным трудностям во время школьного обучения. Кроме того что дефекты речи помешают полноценному общению со сверстниками и взрослыми, вызывая психологический дискомфорт, они приведут и к многочисленным ошибкам на письме. А любое системное недоразвитие устной речи усугубится нарушениями письменной, так как между собой эти виды речи тесно взаимосвязаны.
Диагностикой дисграфии занимаются логопеды на базе школьных логопунктов, она проводится на основании анализа характера ошибок на письме и всестороннего обследования детей. Очень важно отграничивать любые формы дисграфии от физиологической незрелости навыков письма, которая характерна для каждого ребенка на этапе овладения грамотностью. Сроки коррекционно-развивающей работы зависят от причин и степени выраженности нарушений, чаще всего это длительный и трудоемкий процесс.
Родителям следует помнить, что предупредить возникновение дисграфии намного легче, чем исправлять ее в процессе обучения в школе. Поэтому необходимо очень внимательно относится к формированию речи своего ребенка, при любых нарушениях и особенностях ее развития своевременно обращаться за консультацией и помощью к специалистам. Поверьте, коррекция нарушений речи у детей не то дело, которое можно отложить на потом!
Ольга Лавицкая, логопед.
Специально для сайта «Стать грамотным».
Да потому что в наше время без грамотно отточенного Русского языка или какого либо другого ни как, трудно устроится на работу если не умеешь выражать свои мысли в словах.