Как писать сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку
Содержание
Этапы работы над сочинением ЕГЭ
Выявление и формулировка проблемы текста
Комментарий к проблеме и позиция автора
Аргументация собственного мнения в сочинении
Критерии оценивания сочинения в формате ЕГЭ
Понимание смысла содержания предложенного текста, представление о последовательности написания сочинения и способе его построения помогают успешно справиться с выполнением творческой части задания ЕГЭ.
Этапы работы над сочинением ЕГЭ
Начинаем работу с определения проблемы текста. В основу сочинения должна быть положена центральная проблема.
Чтобы правильно понять содержание, увидеть главные и второстепенные мысли автора, необходимо вдумчиво прочитать текст, выделить в нем смысловые части. Включить в сочинение формулировку проблемы можно с помощью типовых конструкций, однако такие «заготовки» следует использовать с осторожностью, иначе работа превратится в набор шаблонных фраз.
Далее пишем комментарий к проблеме, который указывает, насколько полно и глубоко понята проблематика текста. В нем должна быть освещена точка зрения автора на проблему. Комментарий нельзя заменять пересказом и излишне подробным цитированием.
Затем определяем позицию автора: ясно и убедительно излагаем вывод, к которому приходит автор в рассуждениях над конкретной проблемой. Важно разграничивать позицию автора и позицию героя-рассказчика и ни в коем случае их не отождествлять. Вряд ли автор одобряет героя, совершающего дурные поступки.
Аргументация подтверждает или опровергает точку зрения автора. Ее структура представляет собой тезис (авторская позиция), проиллюстрированный двумя аргументами, опирающимися на жизненный опыт, примерами из художественной, публицистической, научной литературы и вывод.
Аргументами из жизненного опыта и собственных знаний являются примеры из личной жизни, истории, обобщенные наблюдения над жизнью, пословицы, поговорки, ссылки на кинофильмы. «Жизненные» ситуации не должны выглядеть наивными и смешными.
Иллюстрацию тезиса аргументом из литературы начинаем с указания названия произведения и автора. Описанные в произведении события, факты из биографии героев и т.д. упоминаются кратко. Завершается абзац микровыводом. Первый и второй аргументы нужно разграничивать, между ними должны быть логические переходы.
Чтобы сочинение имело смысловую цельность, требуется тщательно продумать его композицию. В нем должны быть вступление и заключение.
Вступление подводит к формулировке проблемы. Оно должно быть необъемным, связанным по смыслу и стилистически с содержанием главной части сочинения. Вариантами для вступления будут общие сведения о поднятой автором проблеме, описание чувств, мыслей и впечатлений от прочитанного текста, проблемный вопрос, ссылка на авторитетное мнение по близкому к данной проблеме вопросу, обращение к взглядам автора и фактам его биографии.
Заключение тоже необходимо органично связать с основным текстом. Логичной концовкой считается обобщение мыслей автора. Завершить работу можно риторическим вопросом, призывом к читателям, отражающей авторскую позицию цитатой или цитатой из другого источника.
В сочинении не должны нарушаться нормы литературного языка, должны соблюдаться правила орфографии и пунктуации. Оно должно отличаться богатством и выразительностью речи, не содержать грубых, жаргонных слов, оскорблений. В работе неуместны чрезмерная категоричность, высокомерие.
Остановимся на каждом из этапов работы.
Выявление и формулировка проблемы текста
В основе сочинения ЕГЭ обязательно должна лежать поднимаемая автором проблема. Неправильное понимание смысла текста, неверная формулировка его проблемы приводит к тому, что вся содержательная часть сочинения (согласно критериям 1 – 4) оценивается в 0 баллов.
Что поможет с успехом справиться с важным этапом работы над экзаменационным сочинением?
Во-первых, очень внимательное чтение предложенного текста. Нельзя останавливать внимание на начале (первом абзаце) текста. Вдумчивое чтение позволяет глубоко понять смысл, мысли автора, особенно, если текст относится к художественному стилю, где общие жизненные закономерности отражены в частностях (поведении, чувствах, мыслях персонажей). Помогает заметить подтекст, иронию.
В сочинении должна рассматриваться центральная проблема текста. Если поднимаемые автором проблемы одинаково важны, желательно свою работу посвятить размышлениям над вопросом, который соответствует имеющимся знаниям и читательскому опыту.
Проблематика предлагаемых на ЕГЭ текстов в большинстве случаев связана с каким-либо противоречием («дружба – вражда», «любовь – ненависть», «героизм – трусость» и т.д.), затрагивает конфликт взглядов отдельных групп людей («отцы и дети», «человек и власть»). Это также может быть не имеющий однозначного ответа вопрос («Как уберечь Землю от экологической катастрофы?», «Что такое благородство?» и др.). В текстах поднимаются проблемы взаимоотношений человека и общества, человека и человека, человека и природы, отражаются проблемы значения в нашей жизни нравственных ценностей, искусства, речи.
Предположим, что проблема верно определена. Теперь требуется ее сформулировать и грамотно включить в текст сочинения. В случае затруднения можно обратиться к готовым конструкциям, таким, как: «… поднимает важную проблему…», «… волнует проблема…», «размышления … предлагают нам задуматься над проблемой …» и т.п. Можно сначала сформулировать основную мысль, записав ее в виде законченного предложения. Заданный к этому предложению вопрос будет являться формулировкой проблемы текста.
Например, автор старается убедить нас в том, что милосердие – это одно из проявлений нравственности человека. Сформулированная проблема может выглядеть таким образом: Что такое милосердие? или Почему необходимо проявлять милосердие?
Экзаменационное сочинение по критерию 1 будет оценено 1 баллом, если одна из проблем предложенного текста правильно сформулирована, фактические ошибки, связанные с пониманием смысла и формулировкой проблемы, отсутствуют.
Комментарий к проблеме и позиция автора в сочинении
Представим, что проблема текста в сочинении ЕГЭ правильно определена и сформулирована. Теперь нужно показать, насколько глубоко она понята, связать готовую формулировку с авторской позицией. Для этого необходимо написать комментарий (пояснение) к этой проблеме.
Не стоит забывать, что комментирование должно опираться на исходный текст, не должно быть пересказом, цитированием большого по объему фрагмента текста. В противном случае комментарий к проблеме оценивается в 0 баллов (согласно критерию 2).
Для написания комментария нужна информация, раскрывающая авторский замысел, поэтому здесь уместны цитаты, ссылки на текст. Цитаты должны «вписываться» в текст сочинения, грамотно оформляться. Их можно включить в комментарий в виде прямой или косвенной речи, как предложения с вводными конструкциями, как часть предложения.
Комментируя проблему, нужно обратиться к фактам, которые помогают автору раскрыть волнующую его проблему, посмотреть, на чье мнение он ссылается и почему. Можно также отметить, к какому типу относится поднимаемая автором проблема, с какой целью он к ней обратился, актуальна ли в настоящее время. Важно помнить, что комментарий нельзя подменять личными размышлениями.
При необходимости можно обратиться к типовым конструкциям. Если предложенный текст публицистического стиля, помогут, например, такие «заготовки»: «Проблема … — одна из важнейших проблем в наше время», «Автор убеждает нас в том, что …», «В размышлениях … звучит мысль о том, что …», «Автор обращает внимание …» и т.д. К художественному тексту подойдут конструкции: « … раскрывает проблему на примере случая из жизни …», «Не случайно автор рассказывает (о чем? о ком?) …», «Писатель одобряет (или осуждает) поступки ….», «Симпатии … на стороне ….» и т.д.
Завершая работу над комментарием, требуется логически подвести его к формулировке позиции автора. Здесь уместно использование вводных слов, например: «Таким образом, размышления над этой важной проблемой привели … к выводу о том, что …» или «Итак, позиция автора заключается в том, что …».
Комментарий к проблеме оценивается 3 баллами, если написан с опорой на исходный текст, из которого приведено два важных для понимания проблемы примера, нет фактических ошибок, 2 баллами — при приведении одного примера из исходного текста и отсутствии фактических ошибок, 1 баллом – при отсутствии примера или 1 фактической ошибке (критерий 2).
Написав комментарий, приступаем к определению и формулировке позиции автора (вывода, к которому он приходит, рассуждая над определенной проблемой). Неверная формулировка авторской позиции или ее отсутствие в сочинении оценивается в 0 баллов (критерий 3).
Ошибочным будет мнение о том, что при выполнении этой части работы можно ограничиться приведением соответствующей цитаты из текста. Далеко не всегда в тексте найдется цитата, точно и полно выражающая его основную мысль. Кроме того, формулировка авторской позиции в сочинении свидетельствует о способности анализировать текст.
Оформить позицию автора следует кратко (1-2 предложения). Здесь не должно быть пересказа, длинных цитат из текста. Нужно употребить словосочетание «позиция автора», указать имя автора.
Излагаем авторскую позицию только по заданной проблеме. Она может быть прямо сформулирована в тексте, заключаться в словах его персонажей. Часто вообще явно не выражается. Выявляя ее, необходимо решить, как автор оценивает рассматриваемую в тексте ситуацию, что он хочет нам сказать.
Грамотно сформулировать авторскую позицию помогают типовые речевые «заготовки», такие, как: « Позиция … достаточно понятна и раскрывается в следующих словах: ….» (добавляется цитата), «Основная мысль текста заключается в том, что …», «С восхищением (горечью) … говорит о том, что …. », «Не выражая прямо свою точку зрения по волнующей его проблеме, … подводит нас к мысли о том, что…» и т.д.
Нужно различать позиции автора и рассказчика. В содержании текста важно заметить подтекст, иронию автора, который не согласен с мнением других людей, утверждениями персонажей. В этом случае при формулировке позиции помогут, например, такие готовые конструкции: «Писателя не устраивает (тревожит) то, что (как) …», «… протестует (выражает недовольство) против такого отношения к …» и т.д.
Точно отражающая авторскую позицию формулировка при отсутствии фактических ошибок в сочинении оценивается 1 баллом (критерий 3).
Аргументация собственного мнения в сочинении
Позиция автора в сочинении ЕГЭ подтверждается или опровергается аргументами (примерами из литературы и жизни). Отсутствие соответствующих проблематике текста доказательств приводит к тому, что данная часть работы оценивается в 0 баллов (критерий 4).
Личную позицию, за которой будут следовать аргументы, нужно сформулировать отдельным предложением. Недостаточно формального заявления: «Я согласен/не согласен с автором». При поддерживающей аргументации следует привести доводы, подтверждающие мнение автора. Если собственная позиция не совпадает с авторской, необходимо подобрать опровергающие доказательства и сформулировать контртезис (противоположную авторской мысль).
Аргументация по структуре представляет собой рассуждение: в роли тезиса выступает авторская позиция, доказательствами являются литературный пример и пример, опирающийся на жизненный опыт, заканчивается эта часть работы выводом. Аргументы должны обязательно разграничиваться (оформляться абзацами), завершаться микровыводом. Необходим логический переход от тезиса к аргументам и между аргументами. В случае несоблюдения такой структуры могут возникнуть логические ошибки.
Иллюстрация тезиса аргументом из литературы начинается с указания имени автора художественного произведения, его названия. Далее коротко упоминаются описанные в нем события, герои, их поступки, свидетельствующие о связи указанного произведения с проблемой, поставленной в тексте. В примере, приведенном из публицистической или научной литературы, указывается не только автор, но и название статьи, заметки и т.п., при возможности — название опубликовавшего данный материал издания.
К аргументам, взятым из жизненного опыта, относятся примеры из личной жизни, жизни других людей, наблюдения над жизнью, примеры из истории, ссылки на высказывания авторитетных личностей (ученых, политических и общественных деятелей), кинофильмы. Можно привести известные примеры поступков, в которых проявляются человеческая доброта, честность, эгоизм, жестокость и т.д. (главное, чтобы примеры были убедительными, не выглядели смешными и наивными).
Простое упоминание в качестве доказательства пословиц, поговорок, крылатых выражений оценивается в 1 балл. Но если их сопровождают рассуждения над смыслом содержания, аргумент может быть оценен 2 баллами.
Согласно критерию оценки (К4) этой важной части сочинения ЕГЭ, литературный аргумент оценивается выше (2 балла), чем приведенный в доказательство пример, опирающийся на жизненный опыт (1 балл). Проиллюстрированная только двумя примерами из жизни или только одним примером из литературы собственная позиция оценивается одинаково – 2 баллами.
Аргументация собственного мнения по рассматриваемой автором проблеме оценивается 3 баллами в том случае, когда в качестве доказательств приведены два аргумента (один из них обязательно должен быть литературным).
Оценка сочинения в формате ЕГЭ
При оценивании сочинения в формате ЕГЭ учитываются:
- глубина и адекватность понимания смысла исходного текста;
- способность зрело судить о затронутых в тексте проблемах и убедительно заявлять личную позицию;
- умение грамотно (в соответствии с нормами литературного языка) излагать свои мысли;
- богатство и выразительность речи.
Из возможных 24 баллов за содержательную часть сочинения можно получить 8 баллов (К1 – К-4), речевое оформление – 4 балла (К5 – К-6), грамотность – 12 баллов (К-7 – К-12).
Продуманность композиции (построения) сочинения определяет его смысловую цельность. 2 баллами оценивается работа, не содержащая логических ошибок и нарушений абзацного членения; 1 баллом, если в ней 1 логическая ошибка и (или) одно нарушение членения текста на абзацы (критерий 5).
Все составляющие текст сочинения части (вступление, формулировка проблемы, комментарий, позиция автора, личная позиция, аргументация, заключение) должны плавно переходить от одной к другой, быть взаимосвязаны. Текст работы обязательно разделяется на абзацы.
Высшая оценка (2 балла) дается работе, характеризующейся точностью выражения мысли, отличающейся разнообразием грамматического строя (критерий 6). Однако нужно иметь в виду, что и оценка, отражающая соблюдение речевых норм (критерий 10), тоже должна быть высшей. Сочинение, в котором мысли выражены точно, но грамматический строй речи однообразен (или наоборот), оценивается 1 баллом.
Для оценки орфографической и пунктуационной грамотности применяются нормы, отмеченные критериями 7, 8. По каждому из них 3 баллами оценивается работа, в которой отсутствуют ошибки (или допущена 1 негрубая). Оценка орфографии: не более 2 ошибок – 2 балла, 3-4ошибки – 1 балл; пунктуации: 3 ошибки – 2 балла, 4-5 ошибок – 1 балл.
Критерием 9 определяется оценка языковых норм: при отсутствии грамматических ошибок – 2 балла, 1 балл – допускается 1-2 грамматических ошибки.
При оценке по критерию 10 учитывается количество речевых ошибок: 2 балла – в работе не более 1 ошибки, 1 балл – 2-3 ошибки.
Нормы оценки грамотности, отраженные в критериях 7-10, применяются к сочинениям, объем которых составляет 150 – 300 слов (при объеме работы в 70 – 150 слов уменьшается количество допустимых ошибок).
В сочинении ЕГЭ должны соблюдаться этические нормы (отсутствие грубой, бранной, жаргонной лексики, оскорблений) и фактологическая точность (правдивая информация о событиях, лицах, предметах). 1 балл получает сочинение, в котором нет этических ошибок (критерий 11), и 1 балл — при отсутствии фактических ошибок (критерий 12).
Превышающее указанные нормы количество ошибок (критерии 5 – 12) не приносит сочинению баллов. Написанная не по исходному тексту, представляющая пересказ или переписывание текста без комментариев работа не оценивается.
На экзамене не следует забывать, что часто ошибки объясняются спешкой и невнимательностью при переписывании сочинения с черновика.
Примерные сочинения в формате ЕГЭ:
Проблема восприятия природы. Сочинение ЕГЭ по тексту В. Солоухина
Проблема памяти. По тексту Б.Васильева
Проблема роли воспоминаний детства. По тексту Д.Гранина
Проблема сохранения леса. Сочинение по тексту Д.Гранина
Сочинение ЕГЭ по тексту Г.Троепольского
Сочинение по тексту Даниила Гранина
- Как стать грамотным?
- Из истории языка
- Русский язык сегодня
- Для родителей
- Выпускникам
- Выбор репетитора
- Дистанционное обучение
- Мысли о языке. И не только…
- Немного о копирайтинге
- О дисграфии
- Как выступать публично
- Дела учительские
- Воспоминания о школе
- Памятные даты
- Рецензии на экранизации классики
- Литература
- Студентам
- Русский язык как иностранный
- Полезная информация
- Социальные сети
- Отзывы, рецензии
- Изобразительное искусство
- Педагогика
- Литературные места