Стать грамотным

Притча о гончаре глазами культуролога

Декабрь 20, 2015 / Мысли о языке. И не только... / Комментарии: 0

Однажды гончар, большой выдумщик, добавил в белую глину растертый в порошок камень, который китайцы называли пе-тунтзе. И еще добавил немного обыкновенного песка. Все это он перемешал, добавил воды, чтобы получилась масса, похожая на тесто, свалял из нее небольшой шарик и положил в печь… так был получен самый первый кусочек фарфора. Имел ли место диалог?

Притча о гончаре глазами культурологаКогда именно наш далекий предок обратился к искусству? Нетрудно предположить, что это могло произойти по двум основным причинам.

Во-первых, человек вместе со своей общиной или родом стал вести оседлый образ жизни. Кочевье не располагает к созданию произведений искусства. Миграция часто бывает вынужденной, она – поиск спасения от более сильного врага.

Во-вторых, именно тогда, когда образ жизни человека стал оседлым, у людей появился досуг. Уже не требовалось все время заботиться о хлебе насущном. Тогда-то люди и стали задумываться о своем месте в мире, у них стали формироваться зачатки эстетического сознания.

Гончарное искусство почти наверняка возникло одним из первых. Глина – именно тот материал, который был подручным материалом, его и стали использовать в первую очередь.

В сравнительно молодой науке культурологии еще не вполне устоялась терминология. Так, например, под словом «текст» понимается любая вещь. Следовательно, и кусок фарфора можно причислить к своеобразному тексту.

Теперь что касается диалога. В классической риторике этот  термин  однозначен – под ним подразумевается разговор между двумя лицами. Опустим частности – они уведут в сторону от ответа на поставленный вопрос.

Овладеть техническими навыками – это только полдела. Любой мастер скажет, что его заветная цель – чтобы камень ожил, чтобы музыкальный инструмент плакал или пел в руках не менее искусного исполнителя. Этого добиваются годами упорного труда, годами настоящего «издевательства» над собой, и то добиваются не все. Кто-то остается всего лишь ремесленником, подмастерьем.

Гончар, про которого говорится в приведенном выше рассказе, не просто обошелся творчески с теми материалами, которые имелись в его распоряжении. Он отнесся к ним, словно к живым существам. Наверняка, он мог с ними разговаривать во время эксперимента, пусть история и умалчивает об этом.

Немаловажно и то, что у него получилась масса, похожая на тесто. А уж хлеб-то, особенно настоящий хлеб, всегда пекся с любовью и тщанием. Про него сложено немало пословиц и поговорок.

Таким образом, диалог гончара с ингредиентами, конечно, имел место. И конечным результатом этого диалога и стало изобретение фарфора. Следовательно, диалог был плодотворным.

Павел Николаевич Малофеев

Лучшие китайские вузы ждут студентов. Подробности — здесь.

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий