Стать грамотным

Про ямщика и амёбу, или Как выучить стихотворные размеры

Февраль 3, 2014 / Мысли о языке. И не только... / Теги: комментариев 7

Как определить стихотворный размер

Редкий выпускник школы чётко представляет себе, как определить стихотворный размер. Замысловатые термины-названия размеров стиха даже запомнить непросто. 


Даже и боюсь предполагать, изучают ли сегодня на уроках литературы в школе стихотворные размеры, учат ли их определять. А скепсис питаю именно потому, что гуманитарные предметы все дальше задвигают на периферию обучения, гуманитарная «начинка» в образовательном процессе всё тоньше. Надеюсь получить более оптимистическую  информацию от действующих школьных педагогов в комментариях на эту небольшую статью.

Собственно, это воспоминание из студенческих лет – самых, пожалуй, счастливых. Мы, студенты факультета русского языка и литературы Шадринского государственного педагогического института, не ценили по-настоящему того, что у нас преподавали такие корифеи своего дела, как Л.П.Прокопьева, А.М.Виноградов, В.Н.Бекетова. Осознание этого пришло гораздо позже.

Так вот, именно Александр Михайлович Виноградов, сам Поэт с большой буквы, преподавал у нас как древнерусскую литературу, так и отечественную словесность XVIII века. А именно в курсе последней и возникают фигуры В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова как реформаторов русской системы стихосложения. Ну, о ямбе как о самом популярном стихотворном размере на русской почве мы еще худо-бедно слышали. Более эрудированные вспоминали, что пушкинский Онегин не мог отличить ямб от хорея. А вот о трехсложных размерах представление было более чем туманным. И вот Виноградов «нагрузил» нас на полную катушку. Попробуй всё запомнить! Но и тут этот незаурядный человек пришел на помощь.

Помните, что древнегреческого бога Аполлона, по преданию, сопровождало девять муз? Каждая из них имела, образно выражаясь, свою «специализацию», каждая отвечала за определенную область искусства. Так, музой памяти была Мнемозина. С тех пор и появилось выражение «мнемонические приемы» — т.е. те, что облегчают запоминание какого-либо сложного материала. В этом смысловом ряду фразы об Иване, который родил девчонку и велел тащить пеленку (последовательность падежей русского языка),  а также об охотнике и фазанах (последовательность цветов в спектре).

Александр Михайлович сочинил  мнемоническую фразу для удобства запоминания последовательности стихотворных размеров. Придерживался он принципа «остранения» — т.е. чем фраза будет нелепее, тем глубже врежется в память и останется там надолго. Фраза в полном виде звучала так: «Ходит ямщик. Дакает. Амёба пищит – Ан не всякая». Полная чушь с точки зрения семантики, не правда ли?

А теперь проанализируем фразу в качестве мнемонической. «Ходит» — слово из двух слогов: первый – ударный, второй – безударный. Это стопа хорея. И начальное «хо» тоже напоминает о нем. «Ямщик» — здесь, наоборот, первый слог – безударный, второй – ударный. Это будет второй двусложный размер – ямб. Начальное «ям» тоже вызывает в памяти название размера. Затем идут трехсложные размеры. «Дакает» — один слог ударный и два безударных, это дактиль. «Амёба пищит» — ударный слог в окружении безударных, это амфибрахий. Наконец, «ан не всякая» — два безударных слога с последующим ударным, это анапест. Вот такая, вроде бы, нехитрая наука. Интересно, кроме меня, пригодилась ли она еще кому-нибудь?


Читайте на сайте: 

Если литература — то какая? 

Коллекция готовых сочинений

Про ямщика и амёбу, или Как выучить стихотворные размеры: 7 комментариев
  1. Февраль 4, 2014 в 1:23 дп –

    Мне кажется, стихотворные размеры — одна из самых трудных тем в школьном курсе литературы. Начинают их изучать ещё в пятом классе. Однако в этом возрасте ребёнку ещё трудно связать стихи с каким-то там непонятным дактилем или амфибрахием. Да и редкий одиннадцатиклассник отличает ямб от хорея.
    Правда, на ЕГЭ по литературе определить стихотворный размер требуется практически в каждом варианте. Поэтому тем, кто собирается сдавать этот экзамен, постигать азы стихосложения всё-таки приходится.
    Фраза про ямщика и амёбу — то, что нужно. Запомнить замысловатые названия размеров стиха не всякому взрослому под силу, не то что ребёнку. Спасибо!

  2. Ангелина
    Февраль 4, 2014 в 6:21 пп –

    Очень трудная тема!

  3. Алина
    Февраль 4, 2014 в 10:23 пп –

    Никогда они мне не давались, размеры эти))

  4. Аноним
    Февраль 5, 2014 в 3:19 пп –

    Вот здорово! Спасибо!

  5. Марина
    Февраль 13, 2014 в 6:18 пп –

    Очень просто и необычно!!!:)

  6. Наталья
    Январь 16, 2015 в 7:31 дп –

    Потрясающе, провела эксперимент на шестиклассниках, сейчас нет проблем!!!! Спасибо огромное!!

  7. Артём
    Ноябрь 7, 2018 в 2:50 пп –

    Класс, спасибо большое, завтра контрольную на 5 напишу!

Добавить комментарий