Растим патриотов на примере героев
К счастью, проходят времена, когда слово «патриотизм» было ругательным и не в чести. Другое дело, что демократический нигилизм не прошел бесследно. Любить свою страну сегодня не модно. Точнее, ее стали ассоциировать с государством, с бюрократическим и репрессивным аппаратом. В одной из молодежных песен даже декларируется: «Я так люблю свою страну и ненавижу государство». Как будто эти понятия возможно разделить…
Памятна полемика между философом Петром Чаадаевым и А.С.Пушкиным по поводу исторического прошлого России. Первый считал нашу историю ничтожной и не содержащей никаких поучительных примеров, другой горячо возражал против такого однобокого подхода. Именно через историю, через постоянное напоминание о подвигах предков и пролегает путь к воспитанию настоящего патриотизма. В противном случае возникает опасный перекос: генерала Карбышева, замученного в фашистском концлагере, знают хуже или не знают вообще, нежели генерала Власова, сдавшегося в плен и бросившего целую армию на верную гибель.
Вообще усилиями демократов конца 80-х – начала 90-х гг. прошлого века – Анатолия Собчака, Галины Старовойтовой и проч. история нашей страны нового и новейшего времени как-то незаметно оказалась «перепахана» и переписана. И уже в ближайшем окружении встречаешь людей, которые морщатся, услышав имена Зои Космодемьянской или Александра Матросова. Демократические и либеральные СМИ сделали свое «черное» дело – то, что считалось святым и неприкосновенным, втоптано в грязь и опорочено. И невдомек журналюгам и новоиспеченным историкам, что если уж судить деятелей прошлого – то только по законам их времени, в которое еще не было нас. Да, жгла Зоя Космодемьянская крестьянские избы, выдали ее гитлеровцам именно наши, советские крестьяне, но разве могла она поступить иначе, если в голове засел сталинский приказ – «Ни шагу назад!» и разнеслась директива придерживаться тактики «выжженной земли», чтобы земля горела под ногами у захватчиков. А зимой такая тактика приобретала особую актуальность. И если объяснить все это современным школьникам внятно и спокойно – может, поймут и не станут скоропалительно осуждать. Ведь во имя свободы Отечества все средства хороши. Смех и грех – жаловался когда-то Наполеон нашему императору Александру I: дескать, русские воюют не по правилам. А кто вас звал? А какие могут быть правила, если сражаешься за родную землю? Тем более партизанскую войну еще ни одно государство не выиграло…
Было время, когда существовала пионерская организация, и когда отряды боролись за почетное право носить имена пионеров-героев, павших в годы Великой Отечественной войны: Марата Казея, Вали Котика, Володи Дубинина и др.
А уж о молодогвардейцах и говорить нечего. Что привлекало и притягивало к этим ребятам по-настоящему? Конечно, в первую очередь, возраст. Жить бы еще да жить, а они смогли переступить через естественное чувство самосохранения и отдать свои, совсем еще юные жизни ради спасения Отчизны. Нет ли смысла реанимировать художественные произведения, написанные об этих героях? Если уж с Павликом Морозовым появилась ясность, то в их отношении никакой ревизии и переоценки ценностей не произошло.
Впрочем, давайте остановимся на судьбе молодогвардейцев подробно. В этом есть смысл – ведь роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» изъят из школьной программы по литературе. К тому же, и раньше он изучался во второй редакции. А к ней автора склонил не кто иной, как Сталин. «Переделываю молодую гвардию в старую», — невесело шутил писатель по этому поводу. А суть в том, что партии и правительству понадобилась руководящая роль старых большевиков в деле организации подполья в Краснодоне. На деле же большевики позорно струсили и первыми сбежали из Краснодона. Но такая правда не могла всплыть наружу и быть предана огласке. Пришлось лакировать и приглаживать действительность. Сегодня мы знаем, что парни и девушки, еще вчера закончившие школу, в едином патриотическом порыве, решили создать собственную организацию и не давать оккупантам чувствовать себя спокойно. Попались они на пустяке – кража сигарет, стали выдавать себя за партизан, и подверглись страшнейшим пыткам, объяснения которым нет и по сей день. Парадокс в том, что признаваться им было не в чем, и выдавать некого. Но разве по этой причине эти ребята не заслужили нашей благодарной памяти?
Где сегодня та амбразура, которую хотелось бы закрыть своим телом, как Александр Матросов? Риторический вопрос. Кстати, и Александр Матросов на самом деле был татарином по национальности, что от нас тоже долгое время скрывали. Непонятно только – почему? Мы уже тогда были многонациональным государством. В чем провинились татары? В том, что когда-то покорили Русь? Но существование монголо-татарского ига сегодня многими учеными ставится под сомнение. И вообще – пора смириться с фактом: победу ковали люди всех национальностей.
Особое внимание в свете нашего времени надлежит уделить ветеранам Великой Отечественной войны, которых остается все меньше с каждым годом. И дело уже не в том, чтобы в обязательном порядке приглашать их на встречи со школьниками или со студентами – это пройденный этап во всех отношениях: и слушать уже будут не так, как в прежние годы, да и самым «молодым» из ветеранов ныне далеко за 80, а то и за 90. Речь о другом – чтобы старики не чувствовали себя одинокими, брошенными и покинутыми. С этой целью организовать регулярные визиты к ним (по предварительному согласованию), помогать по хозяйству и уборке помещения, закупать продукты и др. Целесообразно вести запись воспоминаний ветеранов – ведь они немногословны, но они же – уходящие натуры. Если не сберечь хрупкую память – вновь поднимут головы любители переписывать историю страны и мира в новейшую эпоху. Причем делаться все это должно не для галочки – пожилые люди, как никто, чувствуют фальшь и наигранность. Любой официоз здесь в корне противопоказан.
Павел Николаевич Малофеев