Развиваем речь
Заниматься развитием речи ребенка можно уже с первых месяцев жизни. Только делать это нужно в игровой форме, подключая фантазию и используя наглядные пособия.
Учим буквы
Первое знакомство с буквами должно случиться как можно раньше. Распечатайте на больших листах алфавит, выделите разными цветами гласные и согласные буквы.
Получится очень интересно и увлекательно, если повесить на стену детской комнаты музыкальный плакат. Главное условие – чтобы малыш мог до него доставать и заниматься самостоятельно. В школах раннего развития, работающих по методике Марии Монтессори, предлагают карточки с шероховатыми на ощупь буквами. Это полезно тем, что помогает развивать мелкую моторику, а изучение букв происходит не только с помощью зрения, но также и осязания. Любой маме вполне по силам самой изготовить подобные карточки.
От слога — к слову
Когда вы будете твердо уверены в том, что кроха освоил все буквы алфавита, можно переходить к слогам. Для этого нужно рисовать слоги на песке палочкой, лепить из теста или пластилина, изображать кисточкой и красками. Даже пропевать слоги, развесив по стенам таблицы для наглядности.
С трех лет практикуйте чтение трехбуквенных слов, используя разрезные карточки с картинками. Постепенно переходите на слова без опоры на изображение. Потом можно будет увеличивать количество букв.
В библиотеке ребенка с раннего возраста должны быть азбука, детские книги, вспомогательные пособия. И тогда малыш научится хорошо и правильно читать задолго до поступления в школу.
Беседуем правильно
Развивать речь можно и нужно не только во время обучения чтению. Пользуйтесь каждой свободной минуткой, чтобы поговорить с ребенком, обсудить с ним все, что происходит вокруг, высказать свое мнение и поинтересоваться, что он об этом думает. Очень удобно делать это во время прогулки или на детской площадке.
С раннего возраста малыши должны слышать правильную речь, без сюсюканья и уменьшительных суффиксов. Некоторые родители думают, что ребенку будет проще понять их, когда они говорят на детском языке. Но это не так. В этом возрасте формируется пассивный, а потом и активный словарный запас. Значит, очень важно, чтобы окружающие кроху люди говорили чисто, правильно, литературным языком.
Учимся, играя
Лучше всего дети учатся в игре. Не нужно заставлять ребенка заниматься насильно, проще заинтересовать его, устроить соревнование. Или попросить рассказать мишке или кукле о том, что малыш видел на прогулке.
Читайте крохе сказки, а потом просите пересказать их своими словами. Можно с опорой на картинки, так будет легче. При заучивании песенок и стихотворений обращайте внимание на правильное произношение, ударения в словах и интонации. Расширяйте словарный запас, подбирая антонимы и синонимы, придумывая описания, объединяя понятия по группам. Все это еще не раз пригодится ребенку в школе.
Больше аудиоинформации
Известно, что чрезмерное увлечение компьютером и телевизором тормозит развитие детской речи. В то время как радио, аудиокниги, постановки и песенки, наоборот, благоприятно влияют на малышей. Поэтому нельзя пренебрегать таким мощным средством развития речи. Чаще включайте ребенку разные источники аудиоинформации, и он заговорит быстрее, грамотнее и лучше.
Полезно каждый день слушать аудиосказки. Интересно, что дети могут по нескольку дней подряд слушать одно и то же произведение. Это принесет только пользу, ведь так крохе будет проще запомнить слова и песенки из сказки. Не удивляйтесь, что скоро малыш начнет что-то повторять и даже подпевать.
Похожие статьи: