Стать грамотным

Роль музыки в развитии интеллекта человека

Май 1, 2016 / Как стать грамотным? / Комментарии: 0

Влияние музыки на интеллектМузыка – вид искусства достаточно специфический. Когда искусство было синкретичным, т.е. единым и неделимым, как, например, действо, совершаемое первобытными людьми вокруг костра, оно уже содержало в себе зачатки музыки. Но создавать простейшие музыкальные инструменты и извлекать из них звуки люди стали только тогда, когда стали вести оседлый образ жизни и у них появился досуг.

Формирование эстетического чувства и формирование интеллекта – процессы параллельные. Далеко не всегда они пересекаются и предполагают друг друга. Существует же эстетика низкого и безобразного, которой, тем не менее, может упиваться человек с достаточно высоким интеллектуальным уровнем – только потому, что ему страстно хочется полной противоположности тому образу жизни, что он ведет – правильному, размеренному, предсказуемому. Да и сам интеллект может быть направлен не на благие дела. «Гений и злодейство» оказываются понятиями вполне совместимыми – вспомнить хотя бы харизматических личностей прошлого.

Что же подразумевается под интеллектом? Есть соблазн заглянуть в какой-нибудь словарь, справочник, энциклопедию, но почему бы не сформулировать своими словами? Это совокупность умственных способностей, определяющих как социальный статус человека, так и его профессиональную принадлежность. Формирование интеллекта зависит от многих факторов: происхождения, социальной среды, ближайшего окружения, степени восприимчивости и проч.

Упрощенно говоря, интеллект предполагает начитанность и эрудированность, кругозор. В наш аудио-визуальный век об интеллекте можно составить представление по тем песням и фильмам, что прослушаны и просмотрены. Хотя такой интеллект – слишком односторонний.

Остается ли здесь место для музыки? Вполне! Еще древние греки справедливо полагали, что если уж учить – то так, чтобы личность развивалась всесторонне, чтобы человек умел читать, писать и считать, а также заботиться о телесном здоровье и развиваться эстетически – и здесь как раз музыка ему в помощь!

В сохранившихся фрагментах трактата Аристотеля «Поэтика» имеется упоминание о катарсисе. Большинство ученых сходятся во мнении, что этот термин можно трактовать так: нравственное потрясение под воздействием какого-либо внешнего раздражителя. А в качестве такого раздражителя как раз и может выступать игра исполнителя или само музыкальное произведение.

Опытный музыкант скажет: знание нотной грамоты, сольфеджио – это только полдела, это не самое трудное для освоения. В конце концов, нотной грамоте нас пытаются научить и на школьных уроках музыки, пусть с разной степенью успеха. А вот добиться того, чтобы инструмент в твоих руках, будь то гитара или флейта, пел или плакал, — вот показатель высшего мастерства и профессионализма. Причем не «холодного» профессионализма, а самого трепетного отношения к любимому занятию. Так что с голым интеллектом, со знанием нот или аппликатуры в музыке делать нечего. Петь будешь правильно, но никого твое пение не тронет, играть научишься по гаммам, но так и останешься ремесленником, не выросшим до Мастера.

То, что личность должна развиваться разносторонне, — это аксиома. К сожалению, не для всех. Социализация бывает односторонней – когда в избранной области человек чрезвычайно силен, способен достигнуть выдающихся успехов, даже занимаясь самостоятельно, но копните поглубже – вопиющее невежество. Вот почему по отношению к такому человеку будут действовать одновременно законы притяжения и отталкивания.

Обращусь к конкретному случаю. Судьба свела с одной замечательной девушкой. Зовут ее Елена Флейман. Фамилия удивительным образом созвучна названию того музыкального инструмента, с которым она почти не расстается, — флейта. Лена – очень славный, светлый и чистый человечек, замечательная подруга. Она притягивает к себе только хороших людей. И все бы замечательно, но… В личной жизни – проблемы. Иногда в отчаянии она считает, что проклята кем-то. Когда я узнал ее ближе, спустя три месяца, то понял: нет никакого проклятия. Все проблемы в ней самой.

Она одержима, больна музыкой. Может заниматься флейтой или гитарой целыми днями. Но это – форма сублимации, бегство от себя, от крушения первой любви, от развода родителей, которые навсегда остались тяжелым воспоминанием. Ее цель – стать профессиональным музыкантом. Всё остальное – побоку. А что остальное? Учеба, книги, общее развитие. Скоро я понял: кроме музыки, с ней не о чем говорить, она неинтересна. В том числе неинтересна и противоположному полу. Парни летят на свет, проводят с ней время, а потом тихонько отходят в сторону. Они побаиваются умных женщин, но на дурочку тоже не «западут». Что же получается? Интеллект равняется нулю, а техническая, исполнительская сторона – супер! Разрыв налицо. И, к сожалению, Лена и не собирается что-то менять. Ее устраивает ситуация. Решила – буду одна. И ведь если не прозреет – будет. Жаль, если так. Она не обидчива, и все-таки сказать ей обо всем вышеперечисленном боюсь. Творческие люди ранимые. Но я убежден: не музыкой единой жив человек. Когда к ней не прилагается интеллект – и гармония не возникнет.

Невозможно не поднять вопрос о характере самой музыки наряду с характером ее воздействия на человеческий интеллект. Со слов родителей знаю, что когда-то, на уроках музыки в школе, им ставили на проигрыватель грампластинку с классической музыкой и заставляли слушать чуть ли не весь урок – сидите, мол, проникайтесь гармонией. И никто не объяснял, а почему именно это произведение – шедевр. По каким законам создается гармония? Какое уж тут формирование интеллекта!.. Многие вынесли со школы стойкое неприятие, и даже отвращение к классике. О том, чтобы испытать катарсис, слушая Чайковского или Моцарта, и речи нет. А должно бы!

В подростковые годы многие «болеют» роком. Церковь шарахается от этой музыки, хотя и признает, что тексты некоторых песен – очень сильные тексты. «Отцов церкви» не слишком устраивает способ подачи материала – гром, грохот, беснующиеся толпы поклонников. Масса живет эмоциями, а не интеллектом. Текст никто особо не слушает.

 В этом смысле бардовская песня находится в более выигрышном положении. Здесь – глаза в глаза, полная доверительность и раскованность, не слишком искусное владение гитарой, зато пронзительные стихи, впечатление от которых простейшие гитарные аккорды способны усилить.

В любом музыкальном и околомузыкальном движении есть фанаты и есть элита. Именно в элиту входят интеллектуалы от музыки. Они ведут музыкальную летопись, собирают архив записей, анализируют творчество группы или исполнителя. Таких людей в шутку, но с огромной долей уважения называют «ходячей энциклопедией».

Чему именно помогает музыка? Воспитанию чувства ритма и гармонии. Умению держать паузу. Вдыхать в инструментальные звуки живую душу. Конечно, если не замыкаться в рамках одного музыкального стиля, то значительно расширится кругозор.

И все-таки основной проблемой остается противоречие между интеллектом и чувственностью. Молодежь норовит «выпендриваться» — кто лучше играет, кто правильно ставит аккорды. Те, кто постарше, улыбнутся и скажут: отчетный концерт – одно дело, тусовка у походного костра – совсем другое. В одном случае требуется напряжение интеллекта, в другом – напряжение души. И отдача не одинакова – аплодисменты, цветы, улыбки, восторженные глаза или «спасибо», которое в этих глазах читается, молчаливое обожание. Что дороже?

Павел Николаевич Малофеев

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий