Роль учителя в конфликтной ситуации
Конфликт в коллективе – достаточно частое явление, оно не вызывает удивления. С конфликтными ситуациями мы встречаемся повсеместно: сначала в детском саду, потом в школе, с родителями, друзьями, в вузе, на работе и так далее.
Умение всегда успешно решать конфликтные ситуации – очень редкая способность, но, безусловно, необходимая. Иногда при разрешении конфликта сторонний человек необходим.
В школе нередко подобные обязанности возлагаются на социального педагога, которому необходимо определять трудности и проблемы, выявлять конфликтные ситуации, а также негативные отклонения в поведении учащихся и своевременно оказывать им социальную помощь и необходимую поддержку (согласно должностной инструкции социального педагога в школе). Однако конфликтная ситуация в классных коллективах очень часто требует немедленного вмешательства, и третьей стороной, разрешающей конфликт, конечно же, становится учитель. Педагог постоянно контактирует с учащимися и только он способен определить зачатки нарастающего негатива и вовремя их предотвратить.
Дети, в силу нестабильности психологических и психических процессов, в большинстве своем, руководствуются эмоциональными порывами, а не логикой. Недостаточная степень развитости коммуникативных навыков приводит к антиконструктивности построения диалогов, вследствие чего, как правило, и возникают конфликтные ситуации.
Конфликты в классных коллективах чаще всего возникают по следующим причинам:
Конкуренция. Любому коллективу необходим лидер. Соответственно в любом коллективе возникает борьба за лидерство. А так как дети, в силу своей незрелости, не готовы к здоровой конкуренции, возникают конфликты.
Оскорбления, грубость, сплетни. Как и во взрослом коллективе, они имеют место быть, и каждый ребенок реагирует на них по-своему.
Внешние данные ребенка и социальный статус его семьи.
Межгрупповые конфликты. Тот случай, когда внутри коллектива образуется несколько противоборствующих «микроколлективов» со своими лидерами и идеологиями. Это самый сложный вид конфликта, потому что в данной ситуации срабатывает методика «толпы», которая может привести к страшным последствиям.
С точки зрения педагога, конфликтная ситуация – это ситуация, которую необходимо разрешить способом, минимально наносящим вред как психологическому, так и физическому здоровью конфликтующих.
Существует общепринятая классификация способов разрешения конфликтов:
• Уход
• Компромисс
• Сотрудничество
• Приспособление
• Соперничество
Задача педагога — выбрать самый подходящий способ для разрешения конфликта, основываясь на структуре конфликта, его причине, характерах и психотипах конфликтующих, постаравшись свести к минимуму последствия конфликта, так как данная ситуация может нанести вред не только психике, но и здоровью детей.
Неотъемлемой частью организации хорошей и продуктивной работы класса как слаженного коллектива является профилактика конфликтов. В начальной школе чаще всего это познается посредством игры и внеклассных мероприятий. Учащиеся отвлекаются от негатива и направляют свою энергию на продуктивное интеллектуальное творчество. Профилактика конфликтов является неотъемлемой частью работы в современном коллективе.