Стать грамотным

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку: требования обновлены

13 марта, 2019 / Выпускникам / Комментарии: 0

Накануне учебного года разработчики заданий ЕГЭ «порадовали» выпускников обновлённой демоверсией экзамена по русскому языку. И если изменённые задания по орфографии и пунктуации стали вполне закономерными, то новые требования к сочинению-рассуждению поначалу вызвали вопросы у всех, кто причастен к ЕГЭ.

Что греха таить, единая основательная методика обучения школьников написанию сочинений в форматах ЕГЭ и ОГЭ отсутствует. Правда, справедливости ради отметим: вместе с обновлением демоверсии были предприняты и некоторые шаги к созданию этой самой методики. Учителям и ученикам объяснили, каким именно должно быть сочинение на ЕГЭ.

Наиболее доходчиво, на наш взгляд, это сделал Андрей Георгиевич Нарушевич, заведующий кафедрой русского языка Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова.  При написании этой статьи была взята за основу именно его презентация.

Что изменилось?

Структура сочинения осталась прежней. Необходимо сформулировать и прокомментировать проблему, над которой размышляет автор текста, выявить авторскую позицию, выявить своё согласие или несогласие с ней, подвести итог.

Изменился, прежде всего, подход к анализируемому тексту. Раньше упор делался на аргументацию выпускником своей точки зрения по затронутой в тексте проблеме. Теперь внимание должно быть сфокусировано на материале, представленном в тексте. Самой важной частью сочинения стал комментарий. Не случайно он оценивается наибольшим количеством баллов — 5.  А теперь по порядку.

План сочинения

Какими бы ни были критерии, как бы ни менялись требования к сочинению, составлять его план необходимо. Иначе вы рискуете написать нечто нелогичное, непоследовательное и бесформенное. Другое дело, что при подготовке к экзамену вы напишете множество подобных работ — примерный план сочинения в формате ЕГЭ прочно закрепится в вашем сознании. А значит, на экзамене дополнительно писать его на черновике не придётся: он будет в голове.

Этот план в обязательном порядке должен включать три компонента:

I. Вступление.

II. Основная часть.

III. Заключение.

Что писать во вступлении?

Вступительная часть сочинения по объёму невелика — больше 1-3 предложений писать не стоит. Вступление к сочинению в формате ЕГЭ обычно бывает нескольких видов.

1

Можно уже в самом начале сочинения сформулировать проблему. Тогда абзац, в котором названа проблема текста, и будет вступлением. Например:

Даниил Гранин размышляет над проблемой упущенных возможностей.

2

Можно немного порассуждать о понятии, на котором основана проблема текста. Проблема в этом случае будет сформулирована в следующем абзаце. Например, если автор анализируемого текста размышляет над проблемой сложности труда писателя, вступление к сочинению может быть таким:

Читая произведения классиков, многие из нас восхищаются их мастерством передавать жизненную мудрость посредством бумаги. Однако не каждый понимает, насколько тяжёл писательский труд.

3

Можно уже в первом абзаце перейти от рассуждения о понятии к формулировке проблемы. Например:

Память о героях Великой Отечественной войны священна. Ведь многие из них жизнями заплатили за общую Победу.   Именно об этом напоминает нам автор, поднимая проблему памяти. 

Основная часть сочинения.

В основной части вы пишете комментарий, позицию автора, а также излагаете и обосновываете собственную позицию. Если проблема не была сформулирована во вступлении, это нужно сделать в основной части.

Заключение.

Заключительная часть сочинения — вывод, итог того, о чём говорилось в основной части. Здесь уместны вводные конструкции, помогающие подытожить сказанное: итак, таким образом, следовательно и т.п. Как и вступление, заключение невелико по объёму — не более 3 предложений.

Хорошо, если в работе будет соблюдено требование к соразмерности частей, которое предъявляется к классическому сочинению: общий объём вступления и заключения составляет 1/3 от всего объёма сочинения.

Как сформулировать проблему?

Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор текста. Таких вопросов может быть несколько — выбираете один, наиболее вам понятный, и работаете с ним.

Проблему обычно формулируют двумя способами: в форме словосочетания (проблема бережного отношения к родному языку) или в виде вопросительного предложения, с которого, кстати, можно начать сочинение (Почему нужно беречь родной язык? Над этим вопросом размышляет…).

Определить, над каким именно вопросом размышляет автор, иногда непросто. Что здесь можно посоветовать? Первая рекомендация банальна, но важна: читайте текст очень внимательно.

Вторая рекомендация: прочитав текст, определите его основную мысль (ту самую, ради которой создан текст) и запишите её на черновике в виде одного предложения. Задайте к записанному предложению вопрос — это и будет проблема текста. Записанное же изначально предложение впоследствии можно будет использовать для выражения авторской позиции. Посмотрите, как связь проблемы текста и авторской позиции отражена в презентации А.Г. Нарушевича:

Как сформулировать проблему

Фрагмент презентации А.Г. Нарушевича

Как написать комментарий к проблеме текста?

Комментарий — это пояснение, интерпретация проблемы, которую вы сформулировали. Цель комментирования в сочинении на ЕГЭ — доказать, что сформулированная вами проблема действительно присутствует в анализируемом тексте.

С 2019 года максимальный балл за комментарий — 5. Из чего же складывается эта цифра? Чтобы получить высший балл за комментарий, необходимо:

➡ привести два примера-иллюстрации из текста, которые важны для понимания проблемы,

➡ пояснить, интерпретировать каждый из примеров,

➡ обеспечить смысловую связь между приведёнными примерами.

Проследите, чтобы в вашей работе были все перечисленные моменты. Вот так представлена структура комментария в презентации А.Г. Нарушевича:

Структура комментария

Фрагмент презентации А.Г. Нарушевича

Пояснение к примерам-иллюстрациям из текста.

Недостаточно просто привести два примера из текста: каждый из них необходимо интерпретировать, то есть пояснить, что именно доказывает данный пример и как он связан с проблемой текста. Это может выглядеть, например, так:

Пояснение к примеру из текста

Фрагмент презентации А.Г. Нарушевича

Смысловая связь между примерами из текста.

За смысловую связь между примерами-иллюстрациями даётся целый балл — постарайтесь его не потерять. Примеры не могут быть оторваны друг от друга, они должны дополнять друг друга.

Чтобы проверяющий ни на минуту не усомнился в том, что абзацы с примерами-иллюстрациями в вашем сочинении связаны по смыслу, используйте фразы, которые указывают на эту связь. Например, такие:

Противопоставляя эти примеры, автор приходит к мысли о том, что…

Сравнивая эти примеры, мы можем увидеть…

Что стало причиной этих событий? Об этом автор пишет далее.

Оба эти примера, дополняя друг друга, помогают автору выразить мысль о …

Указать на связь примеров-иллюстраций можно несколькими способами:

➡ в самом начале комментария,

➡ при переходе от первого примера ко второму,

➡ подытоживая комментирование.

Посмотрите, как рекомендует это сделать А.Г.Нарушевич:

Связь между примерами из текста

Фрагмент презентации А.Г. Нарушевича

Как отразить авторскую позицию?

Если проблема текста — вопрос, над которым размышляет автор, то авторская позиция — его  же ответ на этот вопрос.  Постарайтесь, чтобы логика сочинения была именно такой.

Абзац, в котором формулируется позиция автора, традиционно пишется после комментария и является его смысловым продолжением.

В публицистических текстах-рассуждениях авторская позиция нередко бывает сформулирована в каком-то предложении (или предложениях).

Что же касается текстов повествовательных, то в них авторскую позицию придётся сформулировать вам — для этого нужно проанализировать поступки героев, их речевые характеристики и подумать, ради какой мысли автор создал текст. Не забываем: авторская позиция — это нередко ещё и основная мысль произведения.

Предлагаем взять на вооружение несколько фраз, которые помогут ввести в сочинение авторскую позицию:

Размышляя над проблемой, автор приходит к выводу: …

Автор убеждает читателя в том, что …

Авторская позиция заключается в следующем: …

Авторская позиция

Фрагмент презентации А.Г. Нарушевича

Как выразить собственную позицию?

В новом формате сочинения на ЕГЭ выражение собственной позиции включает два момента:

➡ согласие или несогласие с автором текста,

➡ обоснование своей точки зрения.

Не забывайте: фраза о согласии или несогласии с позицией автора в сочинении обязательна. Обычно тексты на ЕГЭ подобраны таким образом, что не согласиться с автором просто невозможно. Вряд ли кто-то станет спорить, например. что природа заслуживает бережного отношения или что война губительна для человечества. Если вы с точкой зрения автора всё же не согласны (имеете право!), вам предстоит аргументировать своё мнение, причём очень убедительно.

Далее необходимо обосновать своё отношение к позиции автора, то есть привести собственные суждения по поводу сформулированной в сочинении проблемы текста. Эти суждения должны быть логически связаны с мыслями автора, подтверждать (в случае согласия) или опровергать их.

В сочинениях формата ЕГЭ прошлых лет требовалась обязательная аргументация собственной позиции. Для получения высшего балла по четвёртому критерию необходимо было проиллюстрировать доказательства примерами из читательского и жизненного опыта.

В новой демоверсии такого требования нет, однако никто не запрещает вам продемонстрировать в сочинении свою начитанность, знание кинематографа, истории и т.п. Только постарайтесь не допустить фактических ошибок: потеряете балл по критерию №12.

Коллекция готовых сочинений

Комментарии закрыты.