Экспресс-путешествие. Сценарий к Первому сентября.
Новый учебный год по традиции начинается с большого праздника – Дня знаний. И каким станет этот день для наших питомцев – интересным и запоминающимся или формальным и скучным, — зависит, прежде всего, от педагогов.
Праздник провести можно по-разному. Мы предлагаем необычный вариант — организовать в этот день экспресс-путешествие. Начинается оно небольшой линейкой, на которой командам (классам) раздаются заранее подготовленные путевые листы. В учебных кабинетах располагаются «станции» — «Географическая», «Историческая», «Математическая» и так далее. Попадая на каждую из них, ребята выполняют запланированные задания, получая за это отметки в путевых листах, и движутся дальше. Команда заканчивает путешествие, когда побывает на всех отмеченных в путевых листах станциях. Итоги подводятся по сумме баллов в путевом листе, победители награждаются.
Экспресс-путешествие не только интересно для ребят, но и полезно: ведь отвечая на вопросы, они повторят то, что подзабыли за лето, настроятся на учёбу в новом году. Учитель же убедится в эффективности использования межпредметных связей (мы попытаемся объединить язык и литературу с математикой, биологией, историей и т.д.).
Итак, отправляемся в увлекательное и необычное путешествие.
Первая станция на пути –
Лингвистическая.
- Из названий каких двух русских букв можно приготовить что-нибудь на обед? (Ка-ша, у-ха)
- Название каких двух букв составляют целую эпоху? (Э-ра)
- Назовите русские слова, в которых пишутся подряд целых три буквы е. (Змееед, длинношеее)
- В каком глаголе содержатся сразу 100 отрицаний? (Стонет)
- Какая змея становится наречием? (Уж)
- Согласны ли вы с тем, как поставлены знаки препинания в этих предложениях? Почему? Как бы вы расставили здесь знаки препинания?
Когда я сегодня утром шёл по городу с грохотом и шумом, мимо промчался поезд.
Автобусы тут говорят: старожилы останавливаются с давних пор.
Коля стоял во внутреннем дворике, который был огорожен деревянным забором и ждал своего брата.
- На какой вопрос никогда нельзя ответить: «Да»? (Ты спишь?)
- На какой вопрос никогда не отвечают: «Нет»? (Ты меня слышишь?)
- Найдите способ прочитать то, что здесь написано:
(Любите наш могучий язык. — Нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикали)
(Книга – источник знаний. Написано в зеркальном отражении)
(Учиться – всегда пригодится. Запись составлена из букв различных алфавитов. Нужно выбрать только русские буквы)
Станция Математическая
- Прочитайте ребусы: 7я, 40а, 100л, 100н, 100г.
- Назовите русские пословицы и поговорки, в которых содержатся числительные.
- Запишите стихотворение, заменив числа словами
Есть у нас 3 сес3цы.
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что в С3жове,
Над окошком жил с3ж,
С3чь она мастерица –
Приходи к ней, малыш!
у другой, что в Ус3цах,
Никаких ус3ц нет.
Но зато осе3ну
Подают на обед.
А у третьей, в Быс3це,
Быс3на на реке,
И резвятся 3тоны
По ночам на песке.
У простого 100рожа –
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вместо двух непро100
Вычистить все 100.
Сразу столько обуви
Не носил никто!
У про100й 100ножки
100ит по100ять
И у той 100ножки
Опыт перенять.
- Как в старину назывались меры длины, соответствующие:
71,12 см (аршин),
1,10668 км (верста),
4,45 см (вершок),
38 – 46 см (локоть),
17,78 см (пядь),
2,1336 м (сажень).
Станция Историческая
На отдельных карточках написаны отрывки из художественных произведений. О каких исторических событиях в них идёт речь? В качестве дополнительного материала можно использовать написанные рядом с отрывками из произведений даты, иллюстрации, схемы, таблицы.
А впереди, по звонким льдинам
Гремя тяжёлой чешуёй,
Ливонцы едут грозным клином —
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом,
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом. К.Симонов
(Ледовое побоище, 5 апреля 1242 года)
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут. М. Лермонтов
(Бородинское сражение, 26 августа 1812 года)
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею… А.Пушкин
(Полтавская битва, 27 июня 1709 года)
Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле… А. Твардовский
(Великая Отечественная война, 1941 – 1945)
- Как стать грамотным?
- Из истории языка
- Русский язык сегодня
- Для родителей
- Выпускникам
- Выбор репетитора
- Дистанционное обучение
- Мысли о языке. И не только…
- Немного о копирайтинге
- О дисграфии
- Как выступать публично
- Дела учительские
- Воспоминания о школе
- Памятные даты
- Рецензии на экранизации классики
- Литература
- Студентам
- Русский язык как иностранный
- Полезная информация
- Социальные сети
- Отзывы, рецензии
- Изобразительное искусство
- Педагогика
- Литературные места