«Я – русский поэт». Штрихи к личности Игоря Северянина
16 мая — 130 лет со дня рождения поэта
Игоря Северянина (1887-1941).
23 года прожил Игорь Северянин без родины, но до конца жизни его не покидала надежда вернуться. Поэт мыслями возвращался в свою прославленную молодость, вспоминал потерянную им Россию:
Я мечтаю, что Небо от бед
Избавленье даст русскому краю.
Оттого что я – русский поэт,
Оттого я по-русски мечтаю!
Игорь Васильевич Лотарев родился 16 мая 1887 г. в Петербурге, где и прошли его детские годы. С 1895 г. жил с отцом, Василием Петровичем, в Новгородской губернии. Поэт гордился старинной дворянской родословной матери, Наталии Степановны.
В 1908 г. он меняет настоящую фамилию на псевдоним. Первоначально свои работы поэт подписывал как Игорь-Северянин, указывая вторым именем на значение Севера в жизни и творчестве. С 1913 г. имя-псевдоним превратилось в фамилию.
И.Северянина несправедливо упрекали в некультурности и малообразованности, так как его официальное образование ограничивается четырьмя годами обучения в Череповецком реальном училище. Другом и наставником, поддерживающим творческие порывы сына, стала мать, к которой он вернулся в конце 1903 г. У Наталии Степановны часто бывали в гостях литераторы, музыканты и художники. Северянин так определяет свое призвание быть поэтом:
Из меня хотели сделать торгаша,
Но торгашеству противилась душа.
Смыслу здравому учили с детских дней,
Но в Безразумность влюбился соловей.
Настоящее признание принесла поэту вышедшая в 1913 г. книга «Громокипящий кубок», причиной успеха которой стала ее современность. Обстановка светских гостиных, облики прекрасных дам, шуршащих муаровыми платьями, летучие яхты и автомобили, «мороженое из сирени» соседствуют в ней с северными форелевыми реками и «одебренным» лесом.
Построением эта первая главная книга Северянина, воплотившая в себе тонкий поэтический слух, «композиторский» талант автора, напоминает музыкальное произведение. Не случайно стихотворные сонаты, увертюры, прелюдии, мелодические стихи, вошедшие в «Громокипящий кубок», привлекали внимание музыкантов. Среди них были выдающиеся современники поэта: композиторы Сергей Рахманинов и Сергей Прокофьев.
«Душой сегодняшнего дня» называл мировосприятие Игоря Северянина критик и поэт В. Ходасевич. «Может быть, в ней (душе) отразились все пороки, изломы, уродства нашей городской жизни …., но в ней отразилось и небо, еще синеющее над нами», — отмечал он. И. Северянин обладал тонким чувством природы, вдохновенно писал о ее красоте.
В восприятии современников имя Игоря Северянина часто ассоциировалось с книгой «Ананасы в шампанском» (1915 г.). Через 8 лет после ее выхода одна из почитательниц таланта поэта даже подала ему на десерт ананасы в шампанском. Автор книги смотрит на повседневную жизнь, как на романтическое путешествие, достойное изящной словесности. Он наслаждается жизнью и любит ее так, что иногда трудно заметить грань между лирикой и иронией.
«Неведомым паяцем», «поэтом экстаза и каприза» представлялся в сознании многих И. Северянин. Сложность мировоззрения поэта, его истинный талант скрывались за маской эпатажа, самолюбования, иронии над самим собой.
Обладающий исполнительским даром, Северянин выступал перед публикой в залах. Именно его избрали «Королем поэтов» в феврале 1918 г., хотя среди претендентов на это звание были такие известные поэты, как В. Маяковский и К.Бальмонт. Это был пик славы Игоря Северянина, за которой впоследствии ему пришлось изведать безграничную печаль изгнанника.
Настроение всеобщего подъема, которое испытывал поэт в дни Февральской революции (период создания цикла стихотворений «Револьверы революции»), летом 1917 г. изменилось. Тогда он писал: «Что делать в разбойное время поэтам… Мы так неуместны, мы так невпопадны».
В конце 1917 г. И. Северянин уехал в Эстонию, поселился в поселке Тойла, поэтому после получения республикой независимости оказался в эмиграции. Живя вдали от России, поэт обратился к работе над мемуарами и автобиографическими романами в стихах, совершал гастрольные поездки в Париж, Берлин, Белград, Прагу и другие города.
В последние годы жизни поэта мучила ностальгия, он был готов вернуться на родину, писал письма, ждал помощи… В то же время его удерживало чувство самосохранения.
Умер поэт 12 декабря 1941 г., его могила находится в Таллине, на Александро-Невском кладбище.
Любовь к родине, легкость и песенная певучесть стиха – качества, определяющие цельность творческого пути Игоря Васильевича Северянина. И пусть возвращение поэта в нашу литературу задержалось, без его творчества трудно представить достаточно полно поэзию Серебряного века.