Зачем нужна риторика?
Древние греки по-своему справедливо считали, что учить человека, гражданина демократического полиса, с младых ногтей нужно лишь счету, письму, чтению, музыке и физической культуре. Остальное, если возникнет желание и интерес, каждый сможет добрать сам, в процессе систематического обучения или самостоятельно образовываясь.
К этой первой «пятерке» предметов, преподаваемых почти повсеместно, затем, усилиями мудрецов-софистов, и добавилась риторика. Почему именно в ней именно тогда возникла острая необходимость?
Дело в том, что демократия была для жителей Эллады еще в новинку, многому приходилось учиться путем проб и ошибок. Например, власть выбирали сами граждане – из числа тех, кому доверяли и кого хорошо знали. Происходило это во время агоры, народного собрания. Избранным во власть считался тот, за кого поднимался «лес» рук или за кого раздастся больше громких голосов. Ну, и, конечно, тот, кто сумел бы склонить присутствующих на свою сторону аргументами, доводами, поведением, внешним видом и др. Таковы были прямая демократия и площадная риторика. Уже тогда требовалось уметь занимать позицию и свободно её отстаивать, спорить с оппонентами, использовать в споре как доводы, так и уловки. Софисты и стали первыми учителями риторики. Благодаря их деятельности риторика сделалась школьной дисциплиной.
В средние века она стала называться гомилетикой, церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, голословно.
Как обстоят дела с риторикой в наше время? Кое-где она преподается, входит в число не факультативных, а обязательных дисциплин. Однако косноязычия и элементарного неумения выступать публично от этого меньше, увы, не становится. Однажды социологи спрашивали респондентов о том, чего те больше всего боятся. Ответы были вполне предсказуемыми – тяжелой болезни или смерти: как собственной, так и близких нам людей. Действительно, против этой напасти мы часто оказываемся бессильны. А вот на втором месте, с очень небольшим отрывом от страха смерти, находится … что бы вы думали? Страх публичного выступления. Странно и неожиданно? Это еще как сказать…
Вспомните-ка каждый себя в школьные годы. Когда в начале урока начиналась проверка домашнего задания и кого-то непременно вызывали к доске. Какие были ощущения, когда называли твое имя? Даже когда был готов и уверен в себе – все равно начинались волнение, а то и паника. Идешь к доске – и кажется, что твои шаги гулко отдаются в тишине, а сердце колотится так, словно норовит выскочить из груди. Ни дать ни взять – несешь свой крест на Голгофу. Так что страхи были, и еще какие!
Из этих полудетских страхов и вытекает первая необходимость риторики как ораторского искусства – обретение уверенности в себе. Ведь, если разобраться, почему некоторые рот открыть боятся у доски, почему их охватывает немота, хотя они всё или почти всё знают? У них нет навыка связной, грамотной, красивой речи – всех тех навыков, которым и учит риторика. А когда кавардак в голове, в мыслях, то и в устной, в звучащей речи будет тот же сумбур. Не можешь сформулировать тезисы будущего выступления устно, в теории – почти наверняка будешь сбиваться и путаться на практике. Так что чем раньше сложится мировоззрение, система наших взглядов – тем лучше для нас! Да будет ясной голова!
Вообще достаточно задать себе простой вопрос: а что будет, если вы не сможете достойно выступить, с треском провалитесь? Уволят? Может быть. Но вы не погибнете. Потеряете самоуважение в глазах близких? Да они-то вас знают, как облупленного, знают, как вы можете выступить на самом деле, и постараются скорее забыть эту досадную неудачу. Низко упадете в собственных глазах? Вот это точно ни к чему! Любой опыт ценен, в том числе и отрицательный. Словом, можно больше приобрести, нежели потерять. А путей избавлений от страхов предостаточно.
Во-вторых, риторика просто незаменима тогда, когда мы проходим процесс первичной и, тем более, вторичной социализации – от семьи к дружеской компании, школе и вузу, не говоря уж о взрослой, самостоятельной жизни. Нас наставляют на путь истинный, ориентируют в нужном направлении – причем, делая это не с помощью невербальных средств общения, а посредством живого слова. Полноценной замены ему нет, и вряд ли она когда-нибудь найдется. Если вовремя не приобрести навыков успешной коммуникации, полноценного общения – вряд ли ты в жизни чего-то значительного добьешься. Так и будешь, как говорится, вариться в собственном соку, будешь нем, как рыба, и примешься судорожно глотать обиды вперемежку со злостью и завистью на окружающий мир – мол, я такой замечательный, а меня недооценили, не заметили. А лучше действовать! Как это делал Демосфен – величайший оратор античности. Ведь он и надежд никаких не подавал, но превозмог свои слабости – физические и духовные – и стал тем, кем он стал. Так что есть, на кого равняться!
Когда опытные тренеры в области риторики начинают спрашивать у аудитории, кто и зачем хочет научиться хорошо говорить публично, то многие лукавят и спешат спрятаться за красивые фразы типа «хочу повышения по службе» или «хочу оказывать влияние на других». Во всех этих репликах есть своя доля правды, но далеко не вся. А весь секрет, точнее, отсутствие такового, заключается в том, что многим втайне хочется получать кайф от самого процесса говорения и производимого им эффекта. Только стесняются или боятся в этом признаться – себе и людям. Так уж многих учили в свое время – стыдно это, недостойно советского гражданина – думать о себе, отрываться от коллектива, устраняться от строительства социализма и коммунизма. Это сейчас наши мозги понемножку приходят в норму. Так вот, в-третьих, мало что сравнится с удовольствием именно от успешного публичного выступления, особенно когда почувствуешь вкус к этому делу. Только представьте себе в обозримой перспективе — тебя слушают со всё возрастающим вниманием, тебе буквально смотрят в рот, жадно ловят каждое твое слово, контакт между тобой и аудиторией прочный и устойчивый, настрой – дружеский. Конечно, до такой почти идеальной ситуации еще нужно дорасти и дотянуться. Но и здесь всё в наших руках!
В-четвертых, сила слова многократно возрастает, когда это слово – публичное, услышанное, а затем подхваченное многими. Тем более, если это слово исходит от человека компетентного во многих вопросах, держащегося уверенно и спокойно, сохраняющего чувство собственного достоинства, доброжелательно настроенного по отношению к аудитории и не возвышающегося над ней. Хороший оратор, а по совместительству – психолог или педагог, воспитатель или бизнес-тренер – находка для любой компании, учебного заведения, коллектива.
Наконец, для тех, кто мечтает о карьере и финансовом успехе, о возвышении над другими, слово – тоже мощный рычаг и инструмент воздействия на умы и чувства людей. Конечно, не всем нам быть великими ораторами, — кому-то надо и сеять, и пахать, и строить, и мастерить что-то своими руками – но тот начальник и руководитель, кто не лезет за словом в карман, у кого поставлена речь, кто обладает даром убеждения и обаяния, уже не просто начальник и руководитель, а настоящий харизматический лидер, за которым пойдут хоть на край света. Если покопаться в не столь уж и далекой от нас истории, почитать воспоминания, то мы узнаем, какими замечательными ораторами были Наполеон Бонапарт, Ленин и Троцкий, Гитлер и Муссолини. Они не перестают быть при этом великими диктаторами и злодеями. Именно поэтому и важно умело распорядиться своим влиянием и не использовать его во вред. Так что трижды прав поэт Владимир Маяковский, который назвал слово «полководцем человечьей силы». А слово – это и есть главное орудие оратора, данное ему от Бога или от природы. И тот, кто приобщился к риторике всерьез и надолго, уже никогда не спросит, зачем она нужна.
Павел Николаевич Малофеев