Заказчик на бирже eTXT: кто он?
После трех месяцев достаточно напряженной работы на бирже eTXT настало время некоторых предварительных выводов – как в отношении себя, «любимого», так и заказчиков. Сразу оговорюсь, что не собираюсь выносить никаких категоричных приговоров и вердиктов, тем более – упоминать конкретные фамилии. По приводимым ниже примерам каждый заказчик, при желании, легко сможет узнать себя.
Итак, когда я только начал «набивать» руку тем, что рерайтил статьи самой пестрой тематики, заказчик виделся мне … ну, только не смейтесь – чем-то вроде учителя начальной школы. В глазах первоклашек – он царь и бог, ему смотрят в рот, жадно ловят каждое слово, во всем беспрекословно слушаются. К пятому классу наваждение и очарование проходят, рассеиваются, как дым, и появляется понимание: да это такие же люди, со своими радостями и проблемами. Но, до поры до времени, всё именно так, как описано выше. Недаром ведь первых учителей помним всю сознательную жизнь.
Вот и я, как «зеленый» новичок, решил для себя: заказчик всегда прав! Следовал этой линии, пока рерайт окончательно не надоел, и я решил «завязывать» с ним, обратившись к копирайту как куда более интересному и плодотворному занятию. На этой, новой для себя стезе, обрел постоянных заказчиков — людей душевных, понимающих, творческих, чему радуюсь и чем горжусь. Всем им – низкий поклон!
Это если говорить о позитивной стороне работы. Но имеется и другая. Её даже нельзя назвать теневой или изнаночной – поскольку товар лицом. Под товаром в данном случае я подразумеваю то, как оформляется ТЗ – техническое задание для потенциального исполнителя. Конечно, здесь сыграла и продолжает играть немаловажную роль моя филологическая (по первому образованию) и гуманитарная (от рождения) закваска. То, мимо чего другой равнодушно скользнул бы взглядом и даже не обратил внимания, мне бросалось в глаза сразу же. И постепенно от идеализации заказчиков не осталось и следа. Я тоже уразумел, что по ту сторону биржи – далеко не небожители.
Особенно царапает и коробит, когда тот или иной заказчик явно не в ладах с родным языком, зато требовать норовит с три короба, и в случае чего – обратиться в «орбитраж». В общем, стращает, а почему-то не страшно – слава Богу, в арбитраже биржи достаточно куда более грамотных людей и можно быть почти уверенными, что они твердо возьмут сторону исполнителя, если подобный заказчик заикнется об их неграмотности. Как там, в русской пословице: «На зеркало неча пенять…» Один небрежно бросает в ТЗ, что написать требуется несколько статей – «кароче, всё о студентах». Другой, предупреждая, что не принимает пустые заявки, оговаривается: «тему хочю видеть в заявке». Еще один сообщает, что к заказу «прилаживает» статью.
Ладно там — орфография с пунктуацией типа «оренда квартир» или «путишествия» — ведь у некоторых всё куда серьезнее. Например, вот как звучит ТЗ к статье, с которой нужно сделать рерайт, — « 7 город, которые наверное скоро не будут». Тут уже человек не в ладах и с грамматикой, и с синтаксисом.
Кроме элементарной патологической неграмотности имеется еще одна, для кого-то веская, причина «смешения французского с нижегородским», — нехватка времени, стрессы. Да, догадываюсь, что заказчику всё или очень многое приходится делать быстро, на скорую руку. Но, извините меня, разве название – не бренд той или иной фирмы? Разве рекламная листовка может не только привлечь, но и оттолкнуть? Разве не бьются над созданием броского и емкого слогана целые специальные отделы по маркетингу, понимая, что в нем – половина будущего успеха и процветания? А здесь изо дня в день висит пакетный заказ под общим названием «медидина и здоровье» — и заказчику хоть бы хны поправить эту одну несчастную буковку.
С лексикой тоже не всё ладно. Не могу сдержать иронической улыбки, когда читаю, что нужна статья о том, как избавиться от целлюлита (как ни странно, это слово написано правильно) на «ляшках». Господа, это не просто смешно или грустно – запредельно! И мы еще взываем после этого к взаимной вежливости?!
«Добило» еще одно ТЗ, попавшееся на глаза сегодня с утра – «любая саатья о пуутешеситвии». Вспомнилась история, как группа энтузиастов решила провести диктант с добровольцами в стенах Государственной думы и даже с министрами тогдашнего правительства. Бывший министр образования В.М.Филиппов от диктанта наотрез отказался, добавив: «Вот если бы тест…» Словом, всем понятно, откуда ветер дует и отчего у нас столь катастрофическая ситуация с грамотностью на всех уровнях? Вот и я – о том же.
Выводы? Ровным счетом никаких, как и обещал. Впрочем, нет, для себя решил – заявляться к тем соотечественникам, что разучиваются писать и говорить, и даже не стыдятся этого, — значит, падать ниже канализации хотя бы в собственных глазах. Чего и всем позвольте пожелать!
Павел Николаевич Малофеев
Специально для сайта «Стать грамотным»
Безграмотность заказчиков — обычное дело для сайтов, на которых можно заработать. Если задание простое (не с бирж копирайтинга), то, можно просто не обращать внимание и делать свое дело. А вот безграмотных заказчиков на биржах копирайтинга лучше обходить стороной.
Абсолютно согласна! Особенно мне «нравятся» в ТЗ «точные вхождения» ключевых словосочетаний — рассадник орфографических ошибок как минимум! Не поднимается рука воспроизвести эти ключевики так, как хочется заказчику!
Ага, у меня был ключ «как убрать жир с ляшек». Какой запрос — такие и ключи))) При чем, статья в итоге досталась мне. Вот, все руки не доходят переписать. С «ляШками» на продажу не выставить, конечно)
но меня больше «убивают» совсем другие заказчики. Например те, кто не смотрит на портфолио — смотрит на рейтинг.
Подскажите, как вставлять ключ в текст. Статья была отправлена на доработку из-за отсутствия ключа.
В ТЗ такое требование было. Ну не научился я ключи ставить! Поэтому избегал раньше заявок со сложными техническими требованиями. Мне проще свои тексты писать. А тут решил взяться задание выполнить. Помню, что гиперссылку надо задействовать. Но, как ни бился, — отступился! Как дальше жить? Может застрелиться? Я даже статью с доработки не знаю как взять. Вот писать могу, а с компом — беда. Поделитесь, чем еще «вооружают» заказы и как с этим бороться. В результате мою статью отклонили, пригрозили рейтинг понизить, если заказчик не простит. А я и к заказчику не знаю как обратиться. Могу я снятую статью перелицевать и уже без всяких ключей просто выставить на продажу или закинуть в портфолио?
Константин, не думаю, что Ваш заказчик имел в виду вставку какой-то гиперссылки. «Ключ» — это слово или словосочетание, которое нужно естественным образом вписать в статью. В большинстве случаев он соответствует определённому поисковому запросу и нужен, чтобы люди заходили по этому запросу на сайт из поисковиков. Вот пример («ключи», которые требовалось вписать в статью, выделены жирным шрифтом): /sga-ovchinka-vyidelki-ne-stoit/
Стреляться не надо — просто учитесь! Это не так сложно.
Я за неправильно оформленные работы не берусь. Не хочу терять на «орбитраж» свое драгоценное время.