Стать грамотным

Жан-Поль Сартр

Июнь 20, 2015 / Памятные даты / Комментарии: 0

21 июня – 110 лет со дня рождения французского философа, писателя Ж.П. Сартра (1905-1980)

Жан-Поль СартрИмя Ж.П.Сартра прочно увязано с таким философским течением  как экзистенциализм. Читается и произносится это название трудно, почти по слогам. Хотя перевод латинского слова, положенного в основу этого названия, довольно прост, — существование. Таким образом, экзистенциализм – это философия, признающая существование человека единственной реальностью.

Программный документ экзистенциализма – небольшая статья Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм». Поводом к ее написанию стали нападки критиков и журналистов, их упреки в адрес самого Сартра и его коллег за мрачность и безнадежность как их философских трудов, так и художественных произведений. Сартр горел желанием доказать, что это не так, что все обвинения беспочвенны.

Он выдвинул и подробно раскрыл три основных тезиса экзистенциализма. Первый из них гласит: «существование предшествует сущности». Это означает, что рождение от нас не зависит, но так или иначе человек сначала появляется в этом мире, потом определяется и только в-последних становится тем, кто он есть на самом деле. Согласно второму тезису, «человек есть лишь то, что он сам из себя делает». Сартр решительно восстает против любых предположений типа «что было бы, если…», потому что все подобные предположения позволяют оценивать человека как несбывшуюся надежду, т.е. отрицательно. Наконец, в-третьих, «выбирая себя, мы выбираем всех». В этом смысле Сартр выступает прямым продолжателем кантовской этики, согласно которой людские желания и прихоти должны на самом деле иметь силу всеобщего законодательства.

Философия экзистенциализма по-прежнему привлекательна тем, что она не является философией в чистом виде. Уже начиная с Шопенгауэра, Кьеркегора и Ницше философы отходят от системности и категориальности, начинают мыслить в эссеобразной форме. Сартр был талантливым писателем, эссеистом, драматургом. Трудно понять, где в его произведениях заканчивается философия и начинается литература, равно как и наоборот. Это философская проза, интересная любым поколениям.

Критики и литературоведы считают Сартра своеобразным «чемпионом» по части невероятных идейных метаний в течение всей его долгой жизни. Он прошел путь от участия в антифашистском движении Сопротивления до отказа от Нобелевской премии по литературе, от романистики и драматургии к постепенному отходу от художественного творчества в начале 1960-х гг.

Молва и история связали имя Сартра с именем А.Камю, современника и соотечественника. С тех пор пара «Сартр и Камю» находится в том же смысловом ряду, что и «Маркс – Энгельс» или «Герцен – Огарев». Между тем, не было двух настолько непохожих людей. Оба яростно открещивались от любых сопоставлений, а Камю и вовсе не склонен был считать себя представителем философского экзистенциализма – направлению, к которому его привыкли относить.

В новелле «Стена», давшей название одноименному сборнику, поднимается одна из «вечных» тем – человек перед лицом смерти. Три полных сил, молодых испанских анархистов точно знают, что впереди – последняя ночь, утром за ними придут, отведут на задний двор и пули войдут в их плоть, как нож в масло. Их зовут Пабло, Том и Хуан. Последний – совсем еще мальчик. Повествование ведется от лица Пабло.

Поначалу смерть воспринимается достаточно традиционно – как нечто неестественное и противное человеческой природе. При этом рассказчик не гнушается самым откровенным натурализмом. Затем следует убийственный вывод: жизнь не стоит ни гроша, потому что заканчивается смертью. Воспоминания – и те обесцениваются. А развязка и вовсе неожиданна. Прочитайте до конца – узнаете.

Павел Николаевич Малофеев

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий